Рубрика

Задержка психического развития лечение – Лечение и коррекция задержки психического развития (ЗПР)

Содержание

Лечение и коррекция задержки психического развития (ЗПР)

Дошкольный период – основной в становлении психических процессов и личностного развития человека. Если в это время дошкольник не получает достаточного педагогического внимания, страдает его интеллект и эмоционально-волевая сфера. Упущенное время невозможно полностью компенсировать даже интенсивной коррекцией, особенно при задержке психического развития (ЗПР).

Немногие родители могут вовремя заподозрить нарушение у своего малыша. Дело в том, что часто не уделяется должного внимания первым признакам задержки психического развития, потому как сильного различия со сверстниками нет. Дошкольник немного позднее начинает ходить, говорить и управляться с предметами. Его нервная система излишне возбудима, внимание неустойчиво, из-за чего страдает поведение. Основные психические проблемы начинаются в младшем школьном возрасте, когда ребенок не может справиться с обычной программой обучения, именно тогда зачастую и диагностируется задержка психического развития.

Причинами задержки принято считать органические поражения ЦНС, соматические психогенные нарушения, педагогическую запущенность. Коррекционная работа с детьми с ЗПР проходит в специальных группах, где есть педагоги-дефектологи. Группы коррекции могут создаваться не только в специализированных учреждениях, но и в обычных детских садах.

Коррекционная работа

Коррекция детей с ЗПР направлена на изменение структуры психической деятельности, чтобы исправить или хотя бы уменьшить задержку в развитии. Она требует постоянной диагностики для понимания, насколько успешно проходит реабилитация. В зависимости от полученных результатов составляется эффективная коррекционная программа работы для детей с ЗПР.

Другой важный принцип коррекции – совместная работа психолога, педагога, логопеда и медицинского работника. Крайне необходима обратная связь с родителями.

Должна быть создана эффективная среда вокруг малыша с задержкой психического развития, в которой его возможности и особенности проявятся в полной мере. Важно поддерживать положительный фон общения не только с педагогом, но и в семье.

Общие требования к программам

Программы коррекции детей с ЗПР составляются педагогами-дефектологами. Единой формулы устранения психической задержки не может быть, ведь она у всех проявляется по-разному. При создании подходящей программы реабилитации детей ЗПР учитывается:

  • Вид дефекта,
  • Уровень текущего развития,
  • Индивидуальные особенности,
  • Насколько вовремя применяется коррекция.

Программа коррекции ЗПР у дошкольников должна включать в себя важные компоненты:

  • Диагностику уровня развития основных психических процессов.
  • Основное развитие (сенсорика, мышление, восприятие, интеллект).
  • Коррекцию эмоционально-волевой сферы.
  • Развитие речи, исправление ее дефектов.
  • Коммуникации среди сверстников и взрослых.

Важно! Для эффективных коррекционных занятий с ЗПР малыш должен иметь мотивацию и позитивный настрой.

План коррекционных занятий для детей с ЗПР ориентирован на исправление основных психических процессов:

Психический процесс Точка развития при коррекции
Внимание
  • Увеличение объема внимания и его концентрации.
  • Распределение между разными типами деятельности и переключение.
  • Поддержание большей устойчивости за счет мыслительной и творческой работы.
  • Повышение наблюдательности и произвольности.
Восприятие
  • Улучшение предметно-исследовательской деятельности.
  • Формирование целостного восприятия.
  • Овладение сенсорными эталонами.
  • Совершенствование мелкой моторики, координации.
  • Улучшение восприятия пространства и ориентировки в нем.
Память
  • Развитие образности.
  • Улучшение словесной произвольной памяти.
Мышление
  • Формирование наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.
  • Освоение сравнения, обобщения.
  • Развитие понимания причинно-следственных связей.
Речь
  • Устранение дефектов произношения.
  • Расширение словарного запаса.
  • Совершенствование смысловой стороны речи.

Методики коррекционной работы с дошкольниками

Методики диагностики и коррекции задержки психического развития подбираются индивидуально, их существует большое количество. Они классифицируются в зависимости от направленности и возраста. Так, существуют методики коррекции:

  • Эмоционально-волевой сферы.
  • Внимания.
  • Восприятия.
  • Речи и пр.

В качестве примера можно привести  упражнения при задержке психического развития на коррекцию мышления в старшем дошкольном возрасте:

  • Упражнение «Найди тайник». Малышу выдается карта помещения, на которой отмечено местонахождение «клада». Он должен отыскать его, опираясь на предоставленную схему.
  • Игра «Угадай предмет». Педагог загадывает предмет. Дети задают вопросы о его свойствах и пытаются отгадать, что это.
  • Игра «Маски». На одного из участников одевают маску животного. Задача остальных — без слов показать этого зверя, а тот, на ком надета маска, должен его отгадать.

Для коррекции сферы воображения:

  • Упражнение «Сказочные звери». Ведущий вспоминает животное из сказки, но не называет, а рассказывает своими словами о нем. Остальные должны отгадать зверя.
  • Упражнение «Завершение рисунка». Дошкольнику выдается незавершенный рисунок. Его задача – дорисовать на свое усмотрение.
  • Игра «Лепестки». Педагог выдает участникам лепестки разного цвета, каждый выбирает понравившийся. Задача – рассказать, что произойдет с этим лепестком дальше.
  • Игра «Необыкновенное животное». Дети рисуют вымышленных зверей. После воспитатель просит назвать имя необычного зверя и рассказать историю о нем.

В коррекции следует уделять большое внимание всем видам деятельности, связанным с мелкой моторикой рук. Сюда относятся лепка, рисование, аппликация, мозаика и пр. Повышение чувствительности кончиков пальцев способствует формированию всех психических процессов. Дидактические игры направлены на коррекцию задержки развития эмоционально-волевой сферы, личностного развития.

Внимание! Родители и коррекционный педагог должны работать сообща. Успехи от занятий в группе нужно обязательно закреплять дома.

Медикаментозное лечение ЗПР

Залог успеха в лечении ЗПР у детей – длительное сопровождение медиком, педагогом и психологом. Если есть необходимость, к коррекции задержки развития подключаются невролог, психиатр, логопед, дефектолог и другие специалисты. При небольшом отставании бывает достаточно простого лечения ЗПР у детей и психотерапии. Если отклонение значительное и затрагивает ЦНС, потребуется серьезная врачебная помощь. Оценить необходимость приема медикаментов при ЗПР у детей, симптомы и лечение сможет только квалифицированный в этой области специалист.

Для лечения задержки психического развития применяются следующие препараты:

Название лекарства Воздействие на дошкольников с задержкой психического развития
Пирацетам
  • Стимуляция памяти.
  • Улучшение внимания и концентрации.
  • При повышенной возбудимости противопоказан.
Церебролизин
  • Улучшение памяти.
  • Совершенствование речи.
  • Перед применением следует проверить здоровье, потому как препарат имеет множество противопоказаний. Часто назначается при диагнозе «аутизм».
Глицин
  • Улучшает сон.
  • Стимулирует деятельность ЦНС.
  • Помогает снизить гиперактивность.
Энцефабол
  • Стимулирует ЦНС, показан при заторможенности.
  • Улучшает память и внимание.
  • Способствует развитию речи.
Нейромультивит
  • Повышает концентрацию внимания.
  • Снижает возбудимость.
  • В сочетании с другими лекарствами помогает при задержке речевого развития.
Элькар
  • Улучшает речевое развитие.
  • Стимулирует работу ЦНС.
  • Повышает возбудимость, поэтому перед сном его пить нельзя.

Ответить на вопрос, поддается ли лечению задержка психического развития, сможет только наблюдающий врач. Родителям важно отслеживать состояние дошкольника, активно принимать участие в его реабилитации. При ЗПР лечение и прогнозы полностью зависят от поставленного диагноза.

Рекомендации родителям дошкольников с ЗПР

При задержке психического развития у детей лечение и результативность работы во многом зависят от позиции родителей. Если они понимают всю степень своей ответственности за будущее ребенка и участвуют в коррекции, эффективность будет значительно выше.

Родителям можно посоветовать:

  1. Не стесняться обращаться за помощью к профильным специалистам. В том, что малыш страдает задержкой психического развития, нет ничего постыдного.
  2. Общаться с родителями, которые имеют сходные проблемы. Сейчас, в век интернета, найти подобные сообщества не составит труда.
  3. Поощрять общение со сверстниками. Самим уделять достаточно времени, чтобы дошкольник не чувствовал себя одиноким.
  4. Не жалеть его за то, что он не такой как все. Лучше вообще не акцентировать на этом внимания. Общаться нужно так, будто у него нет никаких нарушений.
  5. Поручать бытовые дела, уход за домашними питомцами, хвалить за стремление к самообслуживанию.
  6. Разговаривать простыми фразами, с четко выраженной мыслью. Спокойно объяснять причину своего отказа в просьбе.
  7. Нужно говорить с малышом и внимательно его выслушивать. Если он допускает ошибку, поправлять нужно корректно, без насмешек или нетерпения.
  8. Развивать все сферы психической деятельности. Педагог даст нужные упражнения, проводить их нужно регулярно.
  9. Полезно вести дневник, в котором отмечаются все успехи дошкольника. Он поможет родителю и воспитателю найти больные точки и провести коррекцию.

Если лечение задержки психического развития ребенка начато к 3-4 годам, вторичные психические отклонения, скорее всего, не проявятся. Дети, посещающие дошкольные учреждения, регулярно проходят психологическую диагностику. Задержка психического развития у них выявляется рано и может быть эффективно подвергнута коррекции.

Видео

018

onlymama.ru

ᐉПричины, симптомы и лечение ЗПР у взрослых.

Обратимые нарушения эмоционально-волевой сферы и умственной активности называются задержкой психического развития (ЗПР). ЗПР у взрослых встречается не часто, но причин возникновения недуга множество.

Всевозможные причины задержки развития психики

Проявления ЗПР у взрослого человека могут появиться из-за социально-психологического давления, а у малышей из-за биологических факторов, которые приводят к моментальной задержке развития. К биологическим причинам относятся: нарушения работы (повреждения) центральной нервной системы, остаточные явления вследствие повреждений.
Может появиться на свет больной ребенок, если во время беременности:

  • был определен резус-конфликт;
  • наблюдались постоянные и тяжелые токсикозы;
  • врачи обнаружили внутриутробные инфекции;
  • произошла гипоксия плода.

В группу риска попадают дети, которые родились раньше срока, получили травмы черепа при родах. Также при ядерной желтухе возникает риск появления ЗПР во взрослом возрасте. Даже если малыш родился здоровым, существует вероятность задержки развития в будущем из-за соматических болезней:

  • аномальное развитие костей;
  • гипотрофия;
  • инфекции, поражающие нервную систему;
  • грипп;
  • приступы эпилепсии
  • серьезные травмы черепа и мозга.

Социальные факторы очень важны и могут повлиять на самочувствие ребенка. Если подросток чувствует чрезмерную заботу или безразличие со стороны родителей, его воспитывают деспотическими методами, наблюдается  недостаток общения с другими людьми, то могут возникнуть проблемы. Задержка психического развития у взрослых зачастую возникает из-за нарушения работы органов зрения и слуха, речевого аппарата.

Статья в тему: Симптомы и признаки ЗПР у детей

Классификация ЗПР

Известный дефектолог и психиатр Клара Лебединская в своих трудах объяснила, бывает ли ЗПР у взрослых, и создала классификацию недуга, которой пользуются врачи.

  1. Конституциональный вид заболевания свидетельствует о замедленном созревании центральной нервной системы. При этом инфантилизм гармонический. Если диагностирован данный вид заболевания, больной будет себя вести, как ребенок.
    Поведение людей с ЗПР не соответствует хронологической возрастной группе. У них недостаточная концентрация внимания, умственная активность замедленная, они отличаются непосредственностью и непредсказуемостью. Даже в более взрослом возрасте им хочется играться, заниматься чем-то простым и понятным.
  2. При психогенном генезе стоит говорить о социальных условиях, в которых проживал человек. Именно из-за жестокого обращения, недостатка внимания, гиперопеки наблюдаются симптомы ЗПР у взрослого человека. Недостаток внимания родителей отрицательно воздействует на психику: ребенок становится импульсивным, замкнутым, агрессивным, у него нет желания и стремления познавать что-то новое. При гиперопеке наблюдается нежелание что-либо делать, вялость, апатия.
  3. Церебрально-органический вид задержки развития является первичным и связан с травмированием головного мозга. Тогда не может полностью сформироваться познавательная деятельность. Такие люди чаще всего выглядят «заторможенными», не эмоциональными.
  4. Соматогенный генез приведет к последствиям ЗПР во взрослом возрасте. В истории болезней пациентов вместе с соматогенной задержкой развития психического здоровья можно встретить диагнозы: воспаление легких, почечная недостаточность, астма, бронхит и другие. Взрослые люди с данным заболеванием имеют низкую работоспособность, поверхностное внимание, быстро устают. Из-за плохой сформированности навыков деятельности не могут найти хорошее рабочее место, создать семью.

Симптомы ЗПР у взрослых людей

  • замкнутость и отстраненность;
  • нерешительность;
  • приступы паники и тревоги;
  • агрессивное поведение;
  • заикание;
  • дислалия;
  • отставание в умственном развитии;
  • неконтролируемая мимика лица и другие.

Конечный диагноз ставится после диагностики всего организма, консультаций с узкопрофильными врачами. Его определяет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). В ее состав входят логопед, психолог, психиатр и другие специалисты.

Суть диагностики и коррекции

Если диагноз уже поставлен, то нужно периодически обследоваться и консультироваться со специалистами. Для его постановки необходимо собрать и предоставить медикам историю болезни, рассказать об условиях проживания больного, личных наблюдениях. Обязательными являются нейропсихологические тестирования, обследования речевого аппарата.

Врачи беседуют с пациентом, исследуют его интеллектуальные способности, эмоционально-волевые качества. Проводится электрокардиограмма, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография. Согласно полученным результатам тестов и диагностики ПМПК доктор выносит решение, дает рекомендации родителям.

Диагностировать заболевание медики могут с раннего возраста, после чего человек будет на протяжении всей жизни сталкиваться с симптомами и проявлениями недуга. С помощью правильной коррекции получится облегчить состояние больного и помочь ему жить полноценной жизнью.

Медицинская поддержка по коррекции недуга начинается с момента постановки диагноза и до полного выздоровления (если врачи дают положительный прогноз). Дети ходят в специализированные образовательные заведения или классы, учатся по особой программе. Игровая терапия, арт-терапия – лучшие методики, помогающие подросткам с ЗПР. Применяется также медикаментозное лечение при соматическом генезисе заболевания.

Статья в тему: Симпотомы и признаки гиперактивности у взрослых

Комментарии пользователей

Взрослые люди с ЗПР могут жить нормальной жизнью, если их проблемой родители начали заниматься еще с раннего возраста. Пользователи сети поделились своим мнением о лечении, коррекции заболевания. Рассказали о том, как живут их больные дети. Материалы были взяты с
https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/617898024/
https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/617898024/ и других интернет-площадок.

Жизнь людей с ЗПР

Положительные отзывы Отрицательные отзывы
Меня интересовали последствия ЗПР во взрослом возрасте, поэтому зашла на форум. У моего ребенка диагностировали задержку развития психики. Назначили коррекционное и медикаментозное лечение. Спустя 2 года получилось добиться хороших результатов, но все равно есть страх, что могут вновь появиться симптомы недуга. ПМПК ставят только клеймо на ребенке. Нам поставили диагноз торможение развития. После чего последовала работа с дефектологом, психологом. Также ходили на массажи, физиопроцедуры. Результативности очень мало от манипуляций и работы со специалистами.
Диагноз поставили сыну в 4 года, началась работа с логопедом. За 2 года ребенок начал говорить как 4-5-летний. Врачи убеждены, что это положительный результат терапии. Буду отдавать его в особый класс в школе, чтобы он не чувствовал себя умственно отсталым. Я категорически против, чтобы моего Сашу, у которого ЗПР, отправили в отдельный класс для инклюзивного обучения. Он будет находиться среди других больных детей, поэтому не сможет адаптироваться, не будет стремиться узнавать что-то новое.
У нас в городе есть инклюзивные классы для детей (недавно открылись). К сожалению, соседи столкнулись с проблемой – у ребенка ЗПР. Он уже вырос, симптомы немного остались, но он живет нормальной жизнью, даже устроился на работу. У знакомых взрослый сын и уже более 15 лет он живет с ЗПР. Недуг ему мешает абсолютно во всем: нет друзей, нет любимой, нет работы. Только общение в сети. Получается, что на протяжении всей жизни придется ухаживать за ним родителям.
У меня есть дочь, ей сейчас 19 лет. С заторможенным развитием психики она живет длительный период времени. Тем не менее, она окончила школу, сейчас заочно обучается в ВУЗе. Все возможно, не надо на детях ставить крест. Если лечиться и заботиться о своем чаде, все нормализуется. Взрослых после ЗПР не берут на работу, а если и берут, то на низкооплачиваемые должности. С таким диагнозом очень сложно жить.
Я плиточник и у меня есть 2 коллег, которые глухонемые. Их взяли на работу. Недавно пришел парень с ЗПР, его также наняли. Если есть стремление, то все получится. При задержке психического развития взрослые не всегда могут организовать свою жизнь. О какой работе может идти речь, если больной не сможет даже будильник поставить, чтобы не проспать. Также надо качественно выполнять работу и придерживаться дисциплины, что не смогут сделать люди с ЗПР.
В Москве есть много программ коррекции, которые действительно помогают. Хорошие врачи поставили ребенка на ноги. Девочке сейчас 17 лет. Она вполне нормально себя ведет, дефекты речи вообще ушли. Мы благодарны врачам. У каждого ЗПР протекает по-разному. Врачи сказали, что моему великовозрастному сыну с таким диагнозом потребуется постоянная моя опека. Ему 21 год, он не будет работать, помогать семье. Это ужасно, такое осознавать. Конечно, желаешь ребенку только лучшего, но когда не видишь улучшений в ходе лечения, то опускаются руки.
Сейчас качество медицины улучшилось, появилось много инновационных методик. Также специалисты знают свое дело. Получилось в ходе терапии (3 года лечились) минимизировать симптоматику. До сих пор проводится работа с логопедом. Врачи сказали, что с возрастом симптоматика может уменьшиться, что в нашем случае и произошло. Рекомендую мамочкам с раннего детства наблюдать за поведенческими решениями сыновей и дочерей, речью, интеллектуальными способностями. Если наблюдается нестабильное эмоциональное состояние у человека, он не сможет работать. Именно поэтому не могут трудоустроиться лица с психическими нарушениями.

Вывод

У взрослых людей могут наблюдаться симптомы и признаки ЗПР, которые были диагностированы в раннем детстве по определенным причинам. Во время взросления состояние больного может улучшиться или ухудшиться, но работа с квалифицированными врачами поможет справиться с дефектами речи, улучшить мозговую активность, моторику.

При своевременном обращении к профессионалам будет разработана индивидуальная программа и предложены терапии, которые помогут во взрослом возрасте вести нормальный образ жизни.

autizmy-net.ru

Как выявить задержку психического развития у ребенка: симптомы и признаки

Все родители без исключения мечтают о том, что их дети будут самыми умными, самыми сообразительными и вырастут в успешных и самодостаточных людей. Именно для этого мамы и папы тратят все силы на развитие своего чада: посещают разнообразные кружки и секции, нанимают репетиторов, прививают любовь к спорту.

К сожалению, не всегда прилагаемые усилия приносят ожидаемый результат. В основном разница между детьми проявляется уже в начальной школе. Кто-то из детей схватывает буквально на лету, а кому-то элементарный материал будет даваться с большими усилиями.

Детям, которым трудно дается учеба, если их психическое развитие не совсем соответствует принятым нормам, ставят диагноз – задержка психического развития.

Симптомы задержки психического развития у ребенка

В медицинской среде под понятием «задержка психического развития» (ЗПР) подразумевается темповое развитие отставания психических процессов у ребенка. Мышление таких детей отличается специфической незрелостью и нехваткой базовых знаний, они предпочитают познавать новое в игровой форме и достаточно быстро утомляются.

Важно

Если сравнить ребенка с ЗПР с его сверстниками, то первый будет заметно отличаться ограниченностью представлений и низким уровнем интеллектуальной деятельности.

Чем вызвана задержка психического развития?

ЗПР, как и любое другое отклонение или заболевание, имеет причины возникновения, включающие в себя различные факторы, которые создают опасность эмоционально-волевого развития ребенка. Возникает такая угроза чаще всего по причине наследственности, осложнений беременности и родов, и особенностей организма ребенка.

Причинами задержки психического развития могут быть такие, как:

  • плохая наследственность;
  • поражения центральной нервной системы;
  • серьезные патологии во время беременности;
  • нарушения процесса формирования определенных участков головного мозга;
  • внутриутробные заболевания инфекционного характера;
  • последствия черепно-мозговых травм;
  • отставание физического развития;
  • последствия нарушения работы органов слуха, зрения и дефекты речи;
  • злоупотребление родителей алкоголем;
  • деструктивное влияние психических травм;
  • авторитарная методика воспитания в семье.

Не последнюю роль играет также нехватка общения ребенка со сверстниками. Для гармоничного и всестороннего развития личности ребенку остро необходимо общаться с другими детьми. Таким образом, он не только делится информацией, но и социально адаптируется, постигает неписаные нормы поведения. Ограничивая ребенка в его стремлении находиться среди таких же детей, родители сами создают условия для появления ЗПР.

Классификация и виды ЗПР

Для классификации задержки психического развития детей важно учитывать причины, которые привели к формированию данной патологии. В педиатрии выделяют четыре основных вида этого заболевания, каждая из разновидностей которого имеет свои особенности и является ключевым фактором для поиска действенного метода лечения.

Важно

Чаще всего задержка психического развития является обратимым нарушением, в редких случаях коррекции не поддается патология, сформировавшаяся на почве генетических предпосылок.

Классификация ЗПР представлена следующим образом:

  • ЗПР психогенного происхождения. В данном случае речь идет о неблагоприятных условиях проживания и воспитания ребенка, безнадзорности или гиперопеки. Некоторые родители буквально впадают в крайность, когда дело касается их детей. Они начинают либо давить ребенка своей опекой, считая, что таким образом проявляют свою заботу и обеспечивают безопасность. Второй крайностью можно считать отсутствие минимального контроля. В таких ситуациях родители оправдываются желанием развить в ребенке самостоятельность.
  • ЗПР конституционального происхождения. Данный вид в медицине называют также гармоническим психофизическим инфантилизмом. Здесь большую роль играет наследственная предрасположенность, то есть инфантилизм встречается и у других членов семьи, но не достигает патологического уровня. Для таких детей характерными чертами являются: выразительная жестикуляция и живая мимика, ограничения интересов до игровой деятельности, отставание в развитии на 1,5-2 года от сверстников.
  • ЗПР церебрально-органического происхождения. Дети с ЗПР этого вида характеризуются наличием органической недостаточности нервной системы негрубой выраженности. Чаще всего причиной формирования данного вида ЗПР являются патологии беременности, среди которых можно выделить: тяжелая форма токсикоза, недоношенность, инфекции, асфиксия, болезни с осложнениями первого года жизни.
  • ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип ЗПР характеризуется замедлением психического развития с одновременной потерей приобретенных навыков и возвращением к более ранним формам поведения. Именно в результате длительных и тяжелых болезней можно наблюдать не только отсутствие прогресса в развитии, но и некоторый регресс. Таких детей в обществе принято называть «домашними». У них весьма ограничен круг общения, поскольку они довольно-таки замкнуты и имеют проблемы в общении со сверстниками. Дети с ЗПР самотагенного типа отличаются повышенной утомляемостью и истощаемостью, лабильностью, астенией и нарушением внимания.

Важно

Особая опасность задержки психического развития состоит в том, что одним из ее осложнений является риск развития аутизма. Медицинская практика показывает, что вылечить аутизм полностью невозможно, поскольку не существует действенных методик терапии именно этой патологии.

Как выявить ЗПР

Задержка психического развития – это не то нарушение, которое может проявиться одномоментно. Для того чтобы заметить симптомы ЗПР, нужно внимательно отслеживать изменения в характере и поведении ребенка. Чаще всего данное нарушение у ребенка становится заметным ближе к пяти или шести годам.

Если вы заметили, что самые обыденные и элементарные действия стали даваться ребенку с трудом, не начинайте бить тревогу, а внимательнее присмотритесь к своему чаду.

Симптомами ЗПР чаще всего становятся нижеприведенные факторы:

  • Позднее приобретение определенных навыков в младенчестве: самостоятельное держание головы, произношение первых простых слов, обучение ходьбе.
  • Отставание в развитии повседневных навыков, таких как: личная гигиена, обувание, одевания, уборка игрушек и пр.
  • Отсутствие эмоционального контакта с родителями в первые месяцы жизни ребенка.
  • Замкнутость и отстраненность.
  • Спокойное поведение, сдержанность эмоций и отсутствие желания общаться.
  • Бездумное повторение однотипных простых действий: ходьба по кругу, повторение одних и тех же действий с игрушками.
  • Быстрая утомляемость и нарушение концентрации внимания.
  • Бесконтрольные приступы тревожности или внезапной агрессивности.

При задержке психического развития практически нет угрозы нарушения интеллекта, в первую очередь страдает сам процесс восприятия определенной информации. Ребенку с ЗПР с трудом дается усвоение школьного материала, восприятие имеет частичный характер, а вот с анализом получаемой информации уже имеют заметные сложности.

Лечение и коррекция задержки развития

Методы лечения и коррекции задержки психического развития всегда подбираются после подробного изучения общей клинической картины состояния здоровья ребенка. Нельзя надеяться на то, что добрый доктор пропишет волшебную таблетку и все пройдет без последствий. Для лечения ЗПР необходима плотная совместная работа врачей, психологов и родителей. Медикаментозная методика применяется только в крайних случаях, когда все остальные способы коррекции не принесли ожидаемых результатов.

После того, как арчи определят тип ЗПР и разберутся в причинах его формирования, они предложат методики лечения, среди которых чаще всего применяются:

  • Микротоковая рефлексотерапия. Суть этой методики состоит в воздействии на определенные участки головного мозга сверхмалыми электрическими импульсами. Если данный способ лечения был применен своевременно, то поврежденные функции центральной нервной системы восстанавливаются без последствий.
  • Занятия с логопедом и дефектологом. Наиболее популярная и востребованная методика, подразумевающая работу, направленную на развитие памяти у ребенка, улучшение моторики, устранение дефектов речи, развитие мышления, нормализацию артикуляции.
  • Лекарственная терапия. Назначить медикаментозную терапию может только невролог или невропатолог. Причем следует отметить, что такой метод лечения применяется только в том случае, когда другие способы оказались бездейственными. В лечебной терапии используются препараты, направленные исключительно на восстановление определенных функций головного мозга и нервной системы ребенка.

Советы родителям

Особое место в лечении задержки психического развития играет семья и отношения между родственниками. Если вашему ребенку диагностировали ЗПР, то важно учесть следующие рекомендации:

  • Ребенка необходимо хвалить за успехи и поддерживать в случае неудач. Только забота и внимание со стороны родителей могут придать ему уверенность в своих силах.
  • Если ребенку трудно выполнять элементарные действия, например, зашнуровать кроссовки или правильно застегнуть пуговицы, то не ругайте и не наказывайте его за это. В противном случае, малыш просто замкнется в себе.
  • Ссоры, скандалы и ругань на глазах у ребенка недопустимы. Хотите покричать на нерадивого супруга? Тогда лучше сделайте это за пределом квартиры, но даже после этого не показывайте ребенку своего негативного настроя.
  • Старайтесь как можно больше общаться с ребенком. Речь идет не о чтении вами его любимой сказки, а именно о беседе. Расскажите ему что-то интересное, спросите его мнение, задавайте ему различные вопросы. Ваша задача – вывести ребенка на диалог и развивать в нем навыки коммуникабельности.
  • Во время прогулки преподносите ребенку полезную информацию в игровой форме. Рассказывайте ему о цветах и деревьях, о птицах и животных. Чем красочнее и нагляднее будет преподнесена информация, тем лучше малыш ее усвоит.
  • Не ставьте перед ребенком сложные задачи. Возьмите привычку разбивать трудновыполнимые задания на несколько мелких. Помните, что виной всему не лень малыша, а патология, с которой надо бороться.

blizosti.net

Задержка психического развития: взгляд врача и педагога.

Задержка психического развития: взгляд врача и педагога.

Неуспеваемость школьников в большинстве случаев вызвана ЗПР — задержкой психического развития. Это заболевание не позволяет ребенку в достаточной мере усваивать новую информацию, анализировать и воспроизводить ее, таким детям трудно общаться со сверстниками, потому что они невнимательные, эмоционально незрелые и не способны играть и общаться в коллективе. Как родителям вовремя увидеть проблему и как помочь ребенку с ЗПР «нагнать» своих ушедших вперед сверстников - об этом расскажут специалисты ГБУЗ НО «Детская городская поликлиника №39 Советского района г. Нижнего Новгорода» - врач-невролог Людмила Константиновна Михайленко и педагог-психолог Светлана Валерьевна Панькина.

Людмила Константиновна, что такое ЗПР, каковы медицинские факторы ее возникновения у детей?

Задержка психического развития - это обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Причин, которые приводят к ЗПР, довольно много. Это и генетическая предрасположенность, и повреждения нервной системы ребенка еще во внутриутробный период развития, во время беременности мамы — например, постгипоксические изменения мозга, которые возникают при неблагоприятной беременности или если у мамы есть определенные заболевания, к примеру, анемия, вегето-сосудистая дистония, заболевания почек. Я уже молчу о вредных привычках — если мама курит, выпивает или принимает наркотики.

Светлана Валерьевна, расскажите о педагогических факторах ЗПР.

Есть такое понятие как педагогическая запущенность. Неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития. Некоторые мамы говорят: «Я хочу чтобы мой ребенок отдохнул перед школой. А его там всему научат».

maksavit.ru

Задержка психического развития у детей: симптомы

Все мамы мечтают о том, что их дети будут самыми умными, развитыми и успешными, чуть ли не с того момента, как тест на беременность покажет им заветные две полоски. После рождения малыша среди мам одного двора (или одной группы детского сада) начинаются своеобразные соревнования: кто лучше ест, кто быстрее и самостоятельнее, кто уже выучил буквы, кто научился читать, считать и писать и так далее. И если что-то в жизни и развитии ребенка идет не так, как у остальных детей, мама начинает бить тревогу. Все дети индивидуальны, поэтому незначительные отклонения от нормы в развитии ребенка вполне допустимы. Ну а если проблема начинает вырисовываться более четко, то стоит посетить врача, возможно, у ребенка задержка психического развития.

Что такое задержка психического развития

Замедленный процесс совершенствования психологического и эмоционального восприятия окружающего мира, ослабленные внимание и память, отставание по сравнению со сверстниками в формировании процесса мышления называются задержками психического развития. Подобные неприятные симптомы могут появиться у детей еще задолго до достижения ими возраста, в котором они садятся за школьную парту.

Но чаще всего отсутствие любознательности и стремлений, нехватка знаний и незрелость сознания ярко проявляются при прохождении тестирования или собеседовании в преддверии учебы в начальных классах.

Позднее, на уроках в школе, педагоги часто обнаруживают у учеников нелогичность мышления, не способность правильно и четко выражать свои мысли, преобладание игровых интересов перед желанием воспринимать новую информацию.

Устойчивые проявления подобных симптомов у дошкольников и детей раннего школьного возраста позволяют врачам сделать заключение о наличии задержек в психическом развитии (ЗПР).

Причины отставания в развитии

Подобные тревожные проявления у каждого ребенка различны и очень индивидуальны. Причины, их вызывающие, делятся, в основном, на два типа: биологические и социальные.

Сыграть роковую роль может тяжелая наследственность и генетическая предрасположенность к подобным нездоровым проявлениям в умственной и психической сфере.

К биологическим причинам последующего отставания у ребенка относятся также: нарушение нормального течения беременности у матери, тяжелые токсикозы первого триместра; интоксикация; различного рода инфекции, приводящие к тяжелой гипоксии плода; а также недоношенность и поздние или травматические, роды.

В самом начале жизни ребенка, задержку психического развития могут провоцировать нарушения в работе жизненно важных органов и отставание в физическом развитии, несчастные случаи, травмы, серьезные осложнения после гриппа и простудных заболеваний, приводящие к тяжелым поражениям различных участков центральной нервной системы.

Социальные причины отставания в развитии намного сложней и разнообразней: нездоровая психологическая атмосфера в семье, отсутствие должного внимания со стороны родителей, которые с младенчества не занимаются ребенком должным образом, а позже оставляют надолго одного дома, запертого в четырех стенах.

Негативную роль могут сыграть также психологические травмы, вызванные бытовыми конфликтами и ссорами, частые физические наказания и постоянные унижения личности; сложные условия жизни и быта в доме, где происходит развитие и становление сознания ребенка, частные переезды с одного места на другое и, связанные с этим, трудности.

Самые разнообразные факторы способны привести к печальным последствиям. И прежде чем найти пути выхода из ситуации, педагогам, врачам и родителям предстоит выявить корни проблем.

Симптомы отставания в развитии

Чем раньше выявить признаки проявления заболевания, тем больше надежда на успешное лечение и благополучный исход. Часто случается, что малыш с проявлением ЗПР в раннем возрасте почти ничем не отличается от своих сверстников, но чаще всего происходит так, что признаки отставания заметны с самых ранних лет.

Родителям лучше не дожидаться пока отклонения дойдут до неразрешимых проблем в школе со сверстниками и педагогами, а обратить внимание на странности в психическом развитии детей, как можно раньше.

К тревожным симптомам относятся следующие:

  • В возрасте до года уже могут быть заметны некоторые признаки в отставании. Такие дети позднее других начинают держать головку, говорить и делать первые шаги, испытывают затруднения при еде из-за неспособности научиться пользоваться ложкой.
  • С самого раннего возраста подобные дети излишне замкнуты и погружены в себя, не заинтересованы в общении с друзьями. В некоторых случаях отличаются вялостью и слабой подвижность, ограниченным интересом к окружающему миру. Они задают мало вопросов, не разговорчивы и нелюдимы, настороженно относятся к посторонним. Другие, наоборот страдают повышенной тревожностью и агрессивностью, плохо спят по ночам, стучат ногами, до позднего возраста мочатся в кровать.
  • Дети с ЗПР заметно отстают от других в приобретенных навыках и умениях. Испытывают затруднения, одеваясь. При попытке обуться, путают правый ботинок с левым, не умеют завязывать шнурки.

Но окончательный диагноз ребенку может поставить только квалифицированный специалист при регулярном наблюдении и постоянных осмотрах.

Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить похожие признаки и своевременно обратиться за консультацией к врачу. Даже если специалист не выявит никаких отклонений, лучше перестраховаться, ведь методы коррекции хороши и эффективны тогда, когда вовремя обнаружена проблема.

Особенности психологии детей с задержкой психического развития

Ввиду сугубо индивидуальных черт в развитии каждого ребенка, подчас бывает очень трудно отличить норму от патологии. Признаки этого заболевания могут иметь самые разнообразные проявления, в зависимости от темперамента, врожденных черт характера и стечения жизненных обстоятельств.

Ребенок-флегматик, например, тоже бывает вял, малоподвижен и апатичен, но при этом не иметь ничего подобного с признаками задержки психического развития. А вот если уделать развитию малыша мало времени, то и гиперактивный холерик будет иметь «пробелы» в навыках и умениях.

Во многом страдает эмоционально-волевая сфера. Подчас ребенку с проявлениями ЗПР трудно принимать активные решения. Он не в состоянии заставить себя заняться необходимым и нужным делом, совершив над собой усилие. Внимание его рассеянно и малоэффективно, он постоянно ноет и отвлекается. При этом ерзает на стуле, стучит ногами и мнет что-то руками, беспрестанно разговаривает без всякой цели и смысла.

Целостность восприятия ребенка нарушена. Он не в состоянии узнавать знакомые предметы в незнакомой обстановке. Осознание им мира ограничено, он плохо ориентируется на местности, медленно соображает, если оказывается в сложной ситуации. Ему трудно представить предмет по его словесному описанию.

Дети с проявлениями ЗПР страдают слабой памятью, нередко испытывают проблемы с развитием речи (не выговаривают буквы, переставляют слоги в словах, их лексикон скуден и беден, дети могут вообще не уметь разговаривать). Они плохо решают задачи, связанные с анализом, сравнением и обобщением, отличаются отсутствием образного мышления или затруднениями в областях, связанных с применением абстрактной памяти.

Успеваемость в школе у таких детей – хуже некуда. И дело не только в том, что они не готовят домашнее задание, им просто сложно запомнить и осознать выученный материал, прочитанное, что называется, влетает в одно ухо и вылетает из другого.

Виды задержки психического развития

Существует определенная классификация видов задержек в психическом развитии. И каждый из них отличается не только симптомами и причинами, но и методами коррекции и лечения.

  • Конституционная ЗПР. Причинами подобных задержек в психическом развитии являются генетические заболевания и плохая наследственность. Для таких детей крайне характерны неуместная непосредственность, частые смены настроения, поверхностные эмоции, нестойкие привязанности, игровые настроения в достаточно зрелом возрасте.
  • Соматогенная ЗПР. В данном случае неблагоприятные проявления являются следствием инфекционных заболеваний и различных, связанных с ними, осложнений, ставших причиной нарушения мозговой функции. К патологии способны привести тяжелые формы аллергии, дистрофия различной степени тяжести, болезни сердца, перенесенные операции. Последствия проявляются в нездоровых комплексах, повышенной нервозности и боязливости, в частых и беспричинных капризах.
  • Психогенная ЗПР. Причины, ее породившие, социального или психологического свойства: неблагоприятные условия быта, обделенность вниманием со стороны взрослых, допущенные ими, ошибки в воспитании, уродливые отклонения в духовном развитии, недостаток родительской любви. В этих случаях нарушается интеллектуальная сфера, могут возникать неврозы и психозы, эмоциональная нестабильность, как следствие – психологическая незрелость.
  • Церебрально-органическая ЗПР. Данные патологии вызваны отклонениями в развитии ребенка еще внутри организма матери, возможными злоупотреблениями алкоголем, наркотиками, различными видами токсических веществ. Часто патологии возникают, как последствия родовых травм. Наряду с признаками незрелости, в данном случае налицо могут быть симптомы психической неустойчивости, личностной нестабильности.

Осложнения и последствия задержки психического развития

Если вовремя не принять продуктивные меры, последствия этого сложного заболевания могут отложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. В подростковом возрасте подобное может проявиться в стойком комплексе неполноценности, трудностях в общении с друзьями и товарищами, представителями противоположного пола.

Последствия заниженной самооценки могут сказаться на стремлении к успеваемости, что повлечет за собой конфликты с педагогами и наставниками. В сложных формах данные трудности могут иметь трагические последствия, стать причиной тяжелых нравственных мучений, подтолкнуть к суициду.

Последствия задержки психического развития способны привести к хроническим и неизлечимым порокам. Пострадать могут бытовые навыки, возникнуть трудности с разговорной речью и письмом, развиться сложные психические расстройства.

Во взрослом состоянии часто возникают трудности с социальной адаптацией, поиском работы и сложностями с устройством личной жизни. У людей, в детстве страдавших задержками психического развития, очень часто возникают проблемы семейного характера.

Диагностика задержки психического развития

В ранний детский период диагностика заболевания затруднительна. А для подтверждения диагноза необходимо регулярно наблюдать за особенностями развития, динамикой негативных изменений и проявлений. Здесь обязателен учет таких критериев, как качество восприятия окружающего мира ребенком, полноценное развитие памяти, мышления, правильное формирование речи.

Очень важны качественные навыки ориентации в пространстве, знание названий цветов, геометрических форм и частей тела, способность самообслуживания, коммуникабельность.

Детям с задержкой психического развития необходимо постоянное наблюдение у дефектолога и логопеда, желательны консультации с психологом, регулярные сеансы психотерапии и постоянное тестирование. В особо сложных случаях проводится более детальные медицинские обследования: ЭЭГ; КТ и МРТ головного мозга.

Методы коррекции задержки психического развития

В сложной ситуации, прежде всего, не следует отчаиваться. Задержки в развитии психики ребенка – не приговор, а только повод для серьезного лечения. Достаточно часты случаи, когда такие дети учатся в обычных общеобразовательных школах и успевают по всем предметам.

С другой стороны, педагоги и родители должны понимать, что сложности, каждодневно возникающие у ребенка, с пониманием предметов, обучением и способностью запомнить изученное, вовсе не являются результатом его лени или патологической испорченности.

Не следует постоянно ругать ребенка за нерадивость и журить за негативные моменты в обучении, а наоборот поддержать и отнестись к нему с особым вниманием, проявив понимание.

К каждому из трудных детей возможно применить индивидуальный подход с учетом характера, особенностей воспитания и причин возникновения подобного заболевания. Если родители в состоянии, лучше нанять ему репетитора и организовать занятия с сурдопедагогом – специалистом по проблемам обучения детей. В особо сложных случаях врачи назначают медикаментозное лечение.

Вместо заключения

Все родители мечтают гордиться собственными детьми, поэтому многим из них трудно принять тот факт, что их чадо отличается от детей, которые растут рядом, в худшую сторону. Печально, если они пытаются сорвать свои отчаяние и злобу на ребенке. Но здесь не помогут истерики и гневные крики, а только целенаправленное лечение и чуткое воспитание, помощь в развитии и обучении в сотрудничестве с педагогами и квалифицированными специалистами-медиками.

childage.ru

Задержка развития ребенка. Какая бывает, что делать?

Задержка развития ребенка

Задержки в развитии у детей – насущная проблема для многих современных родителей
Мы хотим предложить вам ее качественное решение без негативных последствий

Предлагаем Вам рассмотреть метод коррекции с помощью принципов натуропатии
Традиционная медицина неспособна объяснить причины данного и других недугов, а натуропатия может объяснять многие процессы
Если Мы пользуемся принципами натуропатии, то соответственно нам не нужны обследования и заключения врачей в поликлиниках

Гораздо более информативными будут наблюдения за поведением и отслеживания улучшений и откатов на диете, продуктах пчеловодства и при других терапиях

Мы корректируем диету ребенка и добавляем продукцию Тенториум

Давайте для начала обозначим и проанализируем каждую разновидность данного недуга. В зависимости от характера отставания ребенка от сверстников выделяют следующие виды задержек

ЗРР – задержка речевого развития

ЗПРР – задержка психоречевого развития

ЗПР – задержка психического развития

ЗМР – задержка моторного развития

ЗПМР – задержка психомоторного развития

Задержка речевого развития или ЗРР

Речь можно считать основой общего развития подрастающего ребенка

Это один из ведущих показателей того, что маленький человек адекватно воспринимает окружающий мир и готов взаимодействовать с ним
Такая форма общения присуща только людям

А потому, если у ребенка возникают проблемы с речью – это серьезный повод бить тревогу

В каком случае следует обращаться к специалистам для выявления отклонений, а когда все предпринятые меры будут следствием мнительности?

Внимательно следите за тем, соответствует ли развитие вашего ребенка установленным нормам
Конечно, не бывает правил без исключений, и все дети могут взрослеть по-разному
Однако существует тот необходимый минимум, который малыш должен освоить к определенному возрасту

Подробно данные нормы описаны в статье сайта Задержка речи у детей

И помните: чем раньше вы отследите возможные отклонения, тем проще будет восстановить здоровье ребенка и догнать сверстников
Как правило, соответствующий диагноз ставится в возрасте до 4-х лет

Виды задержек речевого развития у детей

Чтобы сделать обзор всех видов ЗРР, мы предлагаем взять за основу классификацию, предложенную Л.О. Бадаляном

ЗРР, возникшие в результате поражения ЦНС – центральной нервной системы

Афазии
Алалии
Дизартрии

ЗРР, возникшие в связи с функциональными изменениями ЦНС

Заикание
Мутизм
Судромутизм

ЗРР, возникшие в связи с различными дефектами и поражениями артикуляционного аппарата

Ринолалия
Механические дисплазии

Все остальные ЗРР, возникшие вследствие перинатальных, педагогических  прочих проблем

Каковы основные причины ЗРР – задержки речевого развития у детей?

В официальных медицинских кругах ЗРР считается довольно сложным недугом, истинные причины которого зачастую остаются невыясненными

Среди основных называют следующие

Перинатальные патологии
Различные родовые травмы
Наследственность
Психические отклонения
Болезни головного мозга
Проблемы со слухом
Травмы головы
Отклонения в развитии ротовых мускулов и мускулов лица

Как устанавливается причина ЗРР?

Для того чтобы вылечить недуг, нужно точно знать, почему он появился
Причину задержки речевого развития у ребенка можно установить, проведя комплексное его обследование у врачей традиционной медицины, натуропатам не все обследования нужны, но пройти их не помешает

Пройти специальное тестирование на выявление соответствия умений ребенка его возрасту

Шкала Бейли
Шкала раннего речевого развития
Денверский тест
Проверить слух у сурдолога
Определить нарушение моторики лицевых мышц – сложности при глотании
Сравнить процессы понимания речи и ее воспроизведения
Проанализировать способы взаимодействия взрослых с ребенком
Определить, насколько хорошо работает головной мозг, с помощью МРТ, ЭЭГ и других методов
Пройти детского психолога и психиатра, а также посетить логопеда и невропатолога

Как лечить ЗРР?

Ранняя диагностика подобных проблем позволяет вовремя назначить соответствующее лечение и в некоторых случаях успешно избавиться от них

Традиционные медицина и врачи предлагает сочетать следующие методы

Прием медикаментов, назначенных неврологом или психиатром
Они призваны питать нейроны мозга – Кортексин, Лецитин, Нейромультивит и т.п.

Современные аппаратные процедуры, такие как: рефлексо- и магнитотерапия
Они способны активизировать работу головного мозга, улучшить речь, но имеют множество противопоказаний

Занятия с дефектологом и логопедом по индивидуально выстроенным программам, в которые входят различные игровые упражнения

Один из видов логопедического массажа, подобранный для каждого конкретного ребенка

В качестве дополнительных методов лечения родители могут также использовать дельфино- или иппотерапию

Мы предлагаем вам заменить медикаментозное лечение на уникальную восстановительную программу – эффективную и безопасную
Ведь только живые продукты могут эффективно зайти в клетку и там поработать

ЗРР, как и любые другие задержки в развитии ребенка, опасны социальными последствиями

отставанием от сверстников
проблемами с учебой
дальнейшим получением профессии

Поэтому основная задача родителей таких особенных детей – вовремя заметить проблему и грамотно избавиться от нее

Задержка психоречевого развития – ЗПРР

Вовремя нескорректированная задержка речевого развития со временем может перерасти в более сложную проблему и стать ЗПРР – задержкой психоречевого развития

Дело в том, что речевые отклонения затормаживают нормальное развитие мышления ребенка
Хотя верна и обратная связь – врожденные проблемы психического и неврологического характера влекут за собой речевую задержку

В отличие от ЗРР, диагностируемой в раннем детском возрасте, задержка психоречевого развития, как правило, устанавливается специалистами у детей, перешагнувших пятилетний рубеж
Статистические данные последних десятилетий свидетельствуют о том, что сегодня каждый пятый ребенок имеет те или иные формы ЗПРР

Опасность состоит в том, что мозг человека, как известно, формируется до 8 лет
И, если печальный диагноз был поставлен слишком поздно, то многие процессы просто стали необратимыми или условно необратимыми, по нашему мнению

В любом возрасте стоит начать работать над улучшением состояния ребенка
В нашей программе есть взрослые дети, которым более 10 лет и у них потрясающие улучшения от применения натуропатии

Задача родителей таких детей – отслеживать поведение и навыки ребенка, а также выявлять возможные отклонения от нормы

Предлагаем вашему вниманию основные симптомы, по которым можно распознать задержку психоречевого развития или аутизм

К 4 месяцам у ребенка отсутствует реакция на родителей, их слова и жесты
В этом же возрасте вас должно насторожить отсутствие у ребенка улыбок

К 9-12 месяцам малыш должен вовсю лопотать, то есть говорить «мама», «баба», «дядя», «гага» и проч
Молчание ребенка – веский повод обратиться к врачу

К полутора годам симптомом задержки психоречевого развития является отсутствие в лексиконе ребенка простых слов вроде «дай» и «баба»
Более того, малыш не только не произносит их сам, но и не понимает, когда их говорят другие

Еще один яркий признак ЗПРР в этом возрасте – неумение жевать или проблемы с пережевыванием пищи

Случается, что к двум годам такие дети все же набирают ограниченный запас простейших слов, но не схватывают на лету новые, как это обычно делают здоровые двухлетки

К двум с половиной годам ребенок все так же использует слова по отдельности
Он не способен сложить их в осмысленную фразу
Как правило, такие малыши многого не понимают, в частности, элементарных названий предметов

К трем годам дети с задержкой психоречевого развития все еще не понимают, что им говорят, сами толком не говорят, не составляют предложения из слов
Если они и произносят слова, то делают это неправильно, скомкано, медленно, протяжно
Нередко такие малыши попросту копируют речь взрослого, слово в слово повторяя за ними фразу вместо собственного осмысленного ответа

Также ребенок, страдающий ЗПРР, в любом возрасте

Страдает повышенным слюноотделением
Невнимателен
Агрессивен
Быстро устает
Плохо развит физически
Медленно соображает

Более того,

У него всегда полуприкрытый рот
Ему свойственна гиперактивность
В его поведении нередки вспышки агрессии

Само собой, с набором таких качеств этим особенным детям очень сложно выстраивать нормальные отношения со сверстниками и посещать обычные учебные заведения
От этого страдает их эмоциональная сфера

Причины задержки психического и речевого развития – ЗПРР

Как правило, причины возникновения и развития отклонений в психоречевом развитии сходны с причинами появления речевых задержек

Это болезни, травмы, стрессы, отравления, которым подверглась мама малыша во время беременности
Гипоксия в перинатальный период
Тяжелое протекание родов, а также различные родовые проблемы – обвитие, травмы, в первую очередь, повреждение ЦНС, головного мозга
Инфекционные заболевания, которые перенес сам ребенок в раннем возрасте
Наследственная предрасположенность или генетические дефекты
Педагогические факторы – жестокое обращение с ребенком или же, наоборот, гиперопека
Тяжелая травма психического характера, перенесенная в раннем возрасте

Каждому родителю также следует знать, какие заболевания могут повлечь за собой задержку психоречевого характера в развитии ребенка

Это

Все болезни, связанные с центральной нервной системой
Эпилепсия
Детский церебральный паралич – ДЦП
Опухоль головного мозга и, как следствие, гидроцефалия
Ишемия головного мозга
Повышенное внутричерепное давление
Различные патологии сосудов головного мозга
Ликвородинамические нарушения головного мозга
Лейкодистрофия головного мозга

Нередко задержка психоречевого развития может перерасти в более серьезную проблему – аутизм

Подробно об этой болезни и о ее характерных признаках читайте в ЭТОЙ СТАТЬЕ

Как лечить задержку психоречевого развития – ЗПРР?

Традиционный подход к лечению психического и речевого развития такой же, как и в случае, когда у ребенка страдает только речь
Особенному малышу рекомендуется комплексная помощь в виде аппаратной терапии, медикаментов, психологических сеансов, логопедических упражнений.

Биомедицинский подход предлагает основной упор в лечении таких детей делать

на диету
и на восполнение дефицита микроэлементов в их организме

Нам близок именно такой путь
Более того, мы взяли его за основу, только немного видоизменили
Как показывает практика, наша программа восстановления детей с ЗПРР и подобных им работает очень эффективно
Если вы хотите знать больше, переходите по ссылке

До сих пор официальная медицина дает детям с задержкой психоречевого развития инвалидность, считая данный недуг неизлечимым
Мы же говорим о том, что все это лечится
Главное – начать спасать ребенка как можно раньше

Задержка психического развития у детей – ЗПР

Данный недуг характеризуется

отставанием в развитии памяти ребенка
его внимания
мышления
а также проблемами в формировании эмоционально-волевой сферы

Как правило, диагноз Задержка психического развития ставится уже подросшему ребенку – в предшкольном или младшем школьном возрасте
Нередки случаи, когда указанные отклонения всплывают в процессе тестирования при поступлении в школу

Почему же возникает задержка в психическом развитии у детей?

Причины ЗПР

Они почти полностью повторяют те причины, которые способствуют появлению и развитию психоречевых отклонений у детей
О них уже было сказано выше
Это отклонения биологического и социального характера

Чтобы дать вам наиболее полное представление о видах психических задержек в развитии у детей, воспользуемся классификацией Клары Самойловны Лебединской, известного детского психиатра и дефектолога ХХ века
Именно ее систему чаще всего используют отечественные специалисты

Лебединская считает, что ЗПР целесообразно разделить на следующие виды

Конституциональные задержки психического развития у детей, то есть, те, которые определяются наследственностью

Соматогенные ЗПР возникают вследствие недуга, который повлек за собой изменения в работе головного мозга малыша
К ним относятся разного рода инфекции, а также астения, дистрофия, аллергия и проч.

Психогенные отклонения психического характера – результат негативных социально-психологических условий – невнимание родителей, нехватка общения с другими детьми и проч.

Церебрально-органические задержки психического развития, как правило, вызваны тяжелыми перинатальными осложнениями (вредными привычками беременной, перенесенными ею вирусными и инфекционными заболеваниями, сильным токсикозом и проч.)
Перечисленные факторы влекут за собой серьезные нарушения мозговой деятельности

Симптомы ЗПР – задержки психического развития

По каким признакам можно отличить нормально развивающегося ребенка от того, который отстает в развитии?

Как правило, перед самым поступлением в школу эти симптомы уже довольно ярко выражены

Ребенок с ЗПР не обладает элементарными навыками, характерными для его возраста
Ему сложно обслуживать себя самостоятельно – обуваться, одеваться, чистить зубы, кушать и т.д.
Уже в первый год жизни они развивались медленнее нормы – позже сели, начали ходить и проч.

Такие дети часто необщительны, замкнуты, практически не общаются с другими ребятами

Нередко ребенок, страдающий отставанием в психическом развитии, проявляет агрессию, тревожность, нерешительность

При этом следует отличать задержку психического развития от умственной отсталости
Если признаки ЗПР остаются у ребенка к окончанию младших классов (с 1 по 4), врачи, скорее всего, поставят ему диагноз Умственная отсталость

При таком заболевании процессы, происходящие в организме, считаются необратимыми
При задержке психического развития у вас есть шанс вылечить ребенка

Дети с симптомами ЗПР способны принимать помощь со стороны
Умственно отсталые малыши таким навыком не обладают
Умственно отсталые дети не пытаются понять увиденное и прочитанное, тогда как дети с ЗПР стараются это сделать

Лечение задержки психического развития – ЗПР

Это непростой процесс, но имеющий смысл
Данный недуг поддается лечению при грамотном комплексном подходе
Задержки психического развития устраняются с помощью слаженной работы педагогов, психологов с одной стороны, а, в первую очередь, конечно же, родителей особенных детей

Медики рекомендуют параллельно давать ребенку лекарственные препараты …
Мы же предлагаем вам иной путь – эффективный и безопасный
Восполняя нехватку жизненно важных питательных веществ в организме и ограничивая в него поступление токсинов, вы значительно активизируете мозговую активность своего малыша
Ткани в организме меняются и начинают выполнять нужные функции, здоровых тканей!

Как правильно это делать, мы рассказываем вам в специальной программе восстановления особых детей
Ознакомиться с ее основными принципами можно по ССЫЛКЕ

Задержка моторного развития – ЗМР

Данный вид отклонений проявляется уже на первом году жизни ребенка
И он заметен довольно явно
В то время как другие дети начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить, малыш с ЗМР всего этого не делает

Причины ЗМР – задержки моторного развития

Если у маленького человечка двигательный аппарат хорошо развивается, все перечисленное он делает вовремя или даже раньше нормы
В чем причина проблем с двигательными функциями?

Их несколько

Наследственные факторы
Состояние здоровья родителей
Перинатальные проблемы – травмы, стрессы, болезни, вредные привычки, неправильное питание и тяжелые условия труда будущей матери
Родовые отклонения – преждевременные роды, стремительные, затяжные, переношенность, недоношенность, родовые травмы

Задержка моторного развития: симптомы

Ниже приведены признаки, по которым можно определить ЗМР в том или ином возрасте

К концу первого месяца жизни малыш все еще не держит головку или держит ее меньше положенных 30 секунд

К концу второго месяца ребенок не способен поднимать голову на высоту 5 см от горизонтальной опоры

К концу третьего месяца малыш все так же не держит головку ни в горизонтальном, ни в вертикальном положении (в норме – в течение одной минуты). Его не интересуют игрушки и собственные ручки

К концу четвертого месяца ребенок не пытается приподняться из положения лежа на животе

К концу пятого месяца все еще не умеет переворачиваться с живота на спину и при этом до сих пор толком не держит голову

К концу шестого месяца малыш не тянется к игрушкам

К концу седьмого месяца ребенок с ЗМР не может садиться не то что самостоятельно, но даже при помощи взрослого

К концу восьмого месяца малыш не умеет ползать задом

К концу девятого-десятого месяцев жизни у ребенка не получается уверенно сидеть, ползать, стоять у опоры

Серьезный повод для родителей всестороннее обследовать ребенка с целью выявить задержки моторного развития

Если к окончанию первого года жизни малыш не совершает хотя бы двух шагов
Если к двум годам словарный запас малыша не превышает десяти слов
Если к трем годам он продолжает плохо говорить, много падает, а также не интересуется играми, свойственными его возрасту

Три года – это, конечно, уже слишком запущенный случай

Как правило, моторные отклонения врачи диагностируют гораздо раньше
Этому способствуют

знаменитая шкала оценки новорожденных Апгар
анализ крови на выявление генетических заболеваний
ультразвуковая диагностика мозга
а также регулярные осмотры специалистов, в том числе и невролога, начиная с первого месяца жизни и до года

Лечение ЗМР – задержки моторного развития

Нередко перечисленные симптомы недуга со временем проходят сами собой
Однако в ряде случаев малышу требуется скорая квалифицированная помощь, чтобы в дальнейшем он смог вести полноценную жизнь

Представители официальной медицины при отклонениях в моторном развитии назначают следующий комплекс мер

Регулярные курсы массажа
Физиотерапию
Лекарственные препараты, в том числе и ноотропы, подробнее о вреде которых вы можете прочитать ЗДЕСЬ

Последний пункт легко можно заменить натуральным источником необходимых организму питательных веществ, о котором мы подробно рассказываем в нашей восстановительной программе для особых детей

Более того, любое лечение задержки моторного развития будет неэффективным без строгой диеты, так как мозг будут продолжать атаковать токсины, а, следовательно, он будет и дальше разрушаться

Правильное питание в сочетании комплексом натуральных витаминов и минералов, а также физиотерапия и физические упражнения творят настоящие чудеса – избавляют детей, одного за другим, от ЗМР и подобных заболеваний
Истории удивительных исцелений и отзывы родителей вы можете прочитать на нашем сайте в специальном разделе

Задержка психомоторного развития – ЗПМР

Этот вид отклонения в развитии ребенка определяется двигательными и психическими нарушениями

Нередко они могут носить неспецифический доброкачественный характер, то есть, без повреждения головного мозга, и протекать при отсутствии неврологических проблем
Такого рода отклонения в психомоторном развитии легко корректируются адекватным уходом за ребенком, правильным питанием и соответствующими занятиями с ним

Те же задержки, которые вызваны повреждением головного мозга и центральной нервной системы, нужно устранять куда более действенными методами
Они называются специфическими или болезненными

Первая степень специфических ЗПМР – преобладают отклонения моторных навыков при небольшой речевой задержке

Вторая степень проблем психомоторного характера характеризуется отставанием ребенка по всем указанным навыкам
При своевременном лечении малыш способен «догнать» сверстников, но при этом ряд его действий так и будет замедленным.

Ребенок с третьей степенью ЗПМР серьезно отстает от своих ровесников – не менее чем на два возрастных интервала
При этом его проблемы все время прогрессируют.

Для начала следует установить причину возникновения данной проблемы

ЗПМР, как правило, появляется в результате

Генетической предрасположенности ребенка к подобным недугам
Неприятностей, возникших во время беременности
Родовых травм и отклонений
Тяжелых заболеваний, перенесенных в раннем возрасте

Более подробно обо всех этих причинах мы говорили выше, когда описывали ЗМР – задержки моторного развития детей

Не последнюю роль в возникновении и развитии ЗПМР также играет и социальный фактор

педагогическая запущенность ребенка
недостаток внимания и любви со стороны родителей
плохие условия жизни
неполноценное питание и т.п

О симптомах отставания ребенка в психическом и моторном развитии также было сказано выше
Лечение ЗПМР врачи предлагают традиционно медикаментозное в совокупности с занятиями и физическим воздействием на двигательный аппарат

Мы разработали особую программу восстановления здоровья, которая базируется на специфической диете и восполнении дефицита в организме ребенка питательных веществ
Подробнее об этом инновационном методе вы можете узнать ЗДЕСЬ

Те недуги, которые официальная медицина признает неизлечимыми, эффективно устраняются теми родителями, которые хотят видеть своего ребенка здоровым
И все виды задержек, описанные в этой статье, не исключение

Если ваш малыш страдает подобным недугом, напишите нам, и мы вместе будем бороться за его полноценную жизнь!

Узнайте больше о бесплатных программах восстановления для аутизма, ДЦП и эпилепсии по принципам биомеда с натуральными продуктами Тенториум
План семинаров ЗДЕСЬ

Продукты пчеловодства Тенториум восстанавливают каждую клеточку организма естественным путем по принципам натуропатии или биомедицинской коррекции организма
Они насыщают организм необходимыми ферментами, витаминами и микроэлементами.
Также есть продукция, с помощью которой токсины после медикаментозного лечения без проблем выведутся из организма

Отказ от ответственности
Информация, представленная в этой статье, предназначена только для информирования читателя
Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником

apicorrection.com

ЗПР у детей симптомы лечениеЛечение ребенка - детские болезни, консультации, опыт. | Лечение ребенка

Содержание:

— Основные признаки ЗПР у детей

— Причины ЗПР

— ЗПР у детей: лечение

— Лечение соплей у грудничка

 Основные признаки ЗПР у детей

В первые месяцы и даже годы жизни крохи диагностировать задержку развития невозможно. Для определения проблем необходимо дождаться той стадии, когда ребенок уже проявляет какие-либо навыки, приобретенные в процессе жизнедеятельности. Следует насторожиться, если малыш, например, обладает скудным словарным запасом по сравнению со сверстниками, позже всех начинает сидеть, держать ложечку.

Зачастую родители редко замечают ЗПР у своих детей, и данное заболевание легче определяется воспитателями в детском саду.

Как правило, ребенок с ЗПР страдает от недостаточно накопленного объема знаний, отсутствия способности анализировать мир вокруг, нарушения памяти, незрелости мышления и нарушения механизма приема и обработки полученной информации.

На более глубоком уровне диагностирования у ребенка с задержкой психологического развития наблюдается частая смена настроения. Он часто бывает неактивен в играх, инфантилен, по-своему задумчив. Однако в периоды подъема настроения такие дети становятся неугомонными, переносят в жизнь все свои выдумки и идеи во время игр, но занятия с элементами интеллектуального развития им совершенно не интересны.

В других случаях ЗПР у детей проявляется абсолютно противоположно вышеописанной ситуации. У некоторых малышей, наоборот, преобладает интеллектуальное развитие, однако задерживается личностное, отсутствует самостоятельность и способность привыкания к смене обстановки. Такие дети застенчивы и молчаливы.

 

Причины ЗПР

Если вдруг у малыша явно отмечаются признаки ЗПР, настоятельно не рекомендуется вымещать на него агрессию, вынуждая обрести те или иные навыки насильственным путем. Объяснить такой запрет несложно: на самом деле, причины ЗПР кроются не в лени или нежелании ребенка как-либо развиваться, а в патологии дисфункции головного мозга. Также задержка психического развития ребенка может выступать в качестве последствия сложной беременности матери, тяжелых родов, лечения токсикозов сильнодействующими медицинскими препаратами, недоношенности младенца. Очень часто ЗПР атакует карапуза в связи с наследственной предрасположенностью в первом поколении через мать.

Социальной предрасположенности также стоить отдать должное — часто недостаточность развития возникает у детей, которые растут в неблагополучных семьях, где не уделяется должного внимания воспитанию и развитию младшего члена семейства.

 

ЗПР у детей: лечение

Если вы заметили у своего ребенка такие симптомы как заторможенность, непонимание человеческой речи; если ему не удается даже малая доля того, что делает подавляющее большинство его ровесников; если малышу сложно развиваться в соответствии с рамками — не теряйте драгоценного времени! Крайне неправильно в такой ситуации дожидаться, когда задержка будет накапливаться с годами — необходимо немедленно обращаться к специалистам за помощью.

Несмотря на тот момент, что восстановлением развития занимаются специально обученные люди, родителям не стоит опускать руки. Обязательно рассматривайте с ребенком картинки, пробуйте вместе анализировать изображение. Пусть с малышом поработает и логопед – это ускорит выучивание новых слов и даст ребенку навыки по построению предложений в устной речи.

Для определения типа ЗПР и разработки этапов корректировки поведения ребенка целесообразен визит к врачам-психологам и психотерапевтам. В процессе работы с профессионалами стоит обращать внимание на психо-эмоциональное состояние ребенка, элементы его жестикуляции и моторики, способность к обучаемости.

При постановке диагноза ЗПР, терапия наиболее эффективна в комплексе процедур, которые, при правильном применении, могут избавить от порока навсегда.

Помимо занятий с логопедом и детским психологом, ребенку рекомендуется микротоковая рефлексотерапия. Процедура представляет собой альтернативную методику, действие которой направлено на нервные рецепторы и биоэнергетические центры организма. Однако эффект от данного этапа предугадать сложно, поскольку он зависит от индивидуальных особенностей организации нервной системы малыша.

К нетрадиционным методам комплекса лечения задержки психического развития ребенка относят логопедический массаж. Данная процедура направлена на коррекцию тонуса мышц, отвечающих за правильное произношение трудных звукосочетаний. В основе методике лежит массаж скул, мягкого неба, губ, языка при использовании специальных логопедических зондов.

Конечно же, не обойтись и без медикаментозной терапии. В случаях лечения детей, страдающих от ЗПР, лекарственные препараты назначает невролог. Зачастую это Акатинол и Нейромультивит.

Не стоит отчаиваться, если вы заметили у своего ребенка задержку психического развития. При правильном лечении и уходе заболевание исчезает бесследно, не откладываясь в памяти малыша. Главное, уделяйте больше времени развитию ребенка, а также интеллектуальным играм, способным победить, а в некоторых случаях и исключить (при родовой предрасположенности), столь неприятное заболевание.

lechenierebenka.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о