Рубрика

Задержка психического развития лечение: Задержка физического развития ребенка симптомы, лечение в Железнодорожном

Содержание

Задержка физического развития ребенка симптомы, лечение в Железнодорожном

22.03.2017

Под задержкой психического развития понимается темповое отставание развития психических механизмов, а также незрелость эмоционально-волевой деятельности детей, поддающиеся преодолению с помощью специализированного обучения и воспитания. Для детей с задержкой психического развития характерны: недостаточная степень  развития памяти, моторики, мышления, речи, внимания, а также самоконтроля. Кроме того, отмечается примитивность и неустойчивость эмоций, плохая успеваемость в школе. Диагностику задержки психического развития необходимо проводить коллегиально комиссией, в которую входят, помимо медицинских специалистов, психологи и педагоги. Дети с установленной задержкой психического развития нуждаются наравне с медицинской помощью в специально организованном коррекционно-развивающем обучении.

Задержка психического развития является обратимым нарушением эмоционально-волевой, а также интеллектуальной сферы, которые сопровождаются определенными трудностями в процессе обучения.  Около 15-16% детей имеют ту или иную степень задержки психического развития.  Задержку психического развития чаще всего относят к психолого-педагогическим проблемам, но ее основу могут составлять и органические отклонения, в частности неврологические заболевания. Различные психические функции у детей развиваются неравномерно, поэтому часто диагноз невозможно установить детям до достижения 4-5 лет. На практике диагноз устанавливается в основном уже в школьном возрасте.

Причины задержки психического развития

В основе задержки психического развития могут лежать социально-психологические или биологические факторы. Биологические факторы приводят к нарушению формирования различных отделов головного мозга, что сопровождается частичными отклонениями психического созревания ребенка. Влияние могут оказывать факторы, воздействующие во время беременности (гипоксия плода, тяжелый токсикоз, гестоз, резус-конфликт, внутриутробная инфекция и т.д.), в родах и после рождения ребенка (внутричерепная травмами, ядерная желтуха новорожденных). В раннем детском периоде задержка психического развития может вызываться тяжелыми соматическими и инфекционными заболеваниями, черепно-мозговыми травмами.

К другой группе причин относятся средовые (социальные) факторы. При этом отсутствует органическое повреждение головного мозга. Причиной может быть как безнадзорность со стороны родителей, таки и чрезмерная опека, социальная депривация, авторитарное воспитание, недостаток контакта с взрослыми и сверстниками.

Задержку психического развития вторичного генеза нередко вызывают раннее нарушение зрения и слуха, дефекты речи из-за выраженной нехватки сенсорной информации и общения.

Виды задержки психического развития

Таким образом, группы детей, имеющие задержку психического развития, являются неоднородными. Существует несколько классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, выделяющую 4 клинических типа задержки психического развития.

  1. ЗПР конституционального генеза обуславливается медленным созреванием центрально-нервной системы. Для нее характерен гармоничный физический и психический инфантилизм. Поведение и антропометрические данные детей не соответствуют возрасту. Они являются эмоционально лабильными, непосредственными, отмечается неспособность концентрировать внимание, нехватка памяти. В школьном возрасте у таких детей преобладают игровые, нежели учебные интересы.

  2. ЗПР соматогенного генеза обуславливается продолжительными  тяжелыми соматическими заболеваниями детей в раннем возрасте, которые неизбежно задерживают созревание и формирование центральной нервной системы. В анамнезе детей отмечаются хронические заболевания органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, почек и т.д. Как правило, дети в течение длительного времени находятся в больницах, изолированно от своих сверстников. ЗПР соматогенного генеза может проявиться в виде астенического синдрома, низкой работоспособности детей, уменьшением памяти, поверхностного внимания, гиперактивности либо заторможенности при переутомлении.

  3. ЗПР психогенного генеза обуславливается негативными социальными условиями, в которых вынужден находиться ребенок (безнадзорность, жестокое обращение, гиперопека). Вследствие дефицита внимания, у ребенка может формироваться психическая неустойчивость, отставание в интеллектуальном плане, импульсивность. При чрезмерной опеке формируется безволие, безынициативность, отсутствие целеустремленности, эгоцентризм.

  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается довольно часто. Она может быть обусловлена негрубым органическим повреждением головного мозга. Возможно поражение одной области или мозаичное поражение нескольких областей головного мозга, нарушающей одну или несколько психических функций. Задержку психического развития церебрально-органического генеза можно характеризовать, как несформированность эмоционально-волевой стороны и познавательной работы: отсутствует яркость и живость эмоций, выраженная внушаемость, бедность воображений, двигательная расторможенность и т.д.

Отличительные черты детей с задержкой психического развития

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития, характеризуются легким характером, но могут затрагивать все аспекты интеллектуальной деятельности: речь, восприятие, мышление, память, внимание.

Ребенок с задержкой психического развития имеет фрагментарное, неточное, замедленное восприятие. Некоторые анализаторы функционируют полноценно, но ребенок испытывает трудности при создании целостных образов окружающей среды. Зрительное восприятие является наиболее развитым, слуховое – менее, в связи с этим при разъяснении учебных дисциплин детям с задержкой психического развития необходимо использовать наглядные материалы.

Дети с задержкой психического развития имеют неустойчивое, поверхностное, кратковременное внимание. Ребенок отвлекается и переключает внимание под воздействием любых посторонних стимулов. Ситуации, которые связаны со сосредоточенностью, концентрацией внимания на чем-либо, могут вызвать затруднения. При переутомлении и повышенном напряжении возможно обнаружение признаков синдрома гиперактивности, а также дефицита внимания.

Память характеризуется мозаичностью запоминания информации, слабой избирательностью. Наглядно-образная память преобладает над вербальной. Характерна низкая мыслительная активность в процессе воспроизводства информации. Дети с задержкой психического развития имеют более сохранное наглядно-действенное мышление; большему нарушению подвергается образное мышление в связи с неточностью восприятия. Абстрактно-логического мышления нельзя достигнуть без помощи взрослых. Детям с задержкой психического развития характерны трудности с синтезом и анализом, сравниванием, обобщением; они не способны упорядочивать события, строить умозаключения, формулировать выводы. Кроме того, дети с задержкой психического развития имеют искаженную артикуляцию большинства звуков, повреждения слуховой дифференцировки, резкое ограничение словарного запаса.

Диагностика

Для диагностики задержки психического развития проводится комплексное обследование ребенка специальной комиссией, в которую входят детский психолог, логопед, детский невролог, дефектолог, психиатр, педиатр и, при необходимости, другие специалисты. Осуществляется сбор, изучение анамнеза, диагностическое обследование речи, изучение условий жизни, нейропсихологическое тестирование, анализ медицинских данных. С ребенком обязательно проводят беседу, исследуются интеллектуальные процессы и эмоционально-волевые качества.

При выявлении органической патологии необходимо обследование медицинскими специалистами, в первую очередь, детским неврологом и педиатром. При инструментальной диагностике может проводится инструментальная диагностика — ЭЭГ, МРТ головного мозга. Дифференциальную диагностику задержки психического развития проводят с аутизмом и олигофренией.

Коррекция

Для работы с детьми, страдающими ЗПР, необходим мультидисциплинарный подход, активное участие детских психологов, неврологов, педиатров, логопедов, психиатров, дефектологов. Коррекцию задержки психического развития следует начинать как можно раньше, желательно в дошкольном периоде.

Часто дети нуждаются в посещении специализированных детских дошкольных и общеобразовательных учреждений либо специальных групп и коррекционных классов. Необходимо дозировать учебный материал, опираться на наглядность, частое повторение материала, регулярную смену видов деятельности. Важно уделять внимание развитию различных познавательных навыков (мышления, внимания, восприятия, памяти), моторной, сенсорной и эмоциональной сферы, используя для этого игровую терапию, детскую арт-терапию. Коррекцию нарушений речевого аппарата  проводит логопед.

При выявлении соматических заболеваний и органических повреждений головного мозга, массаж, физиотерапия, водолечение, ЛФК.

Профилактика

Дети с задержкой психического развития способны догнать своить сверстников. Они являются обучаемыми. При правильной организации коррекционной работы в их развитии наблюдается выраженная положительная динамика. Педагоги помогают им осваивать новые знания, навыки. Они могут также, как и их сверстники, поступать в ВУЗы, колледжи.

Для профилактики задержки психического развития ребенка необходимо с большой ответственностью отнестись к планированию беременности, избегать негативных воздействий на плод, заниматься профилактикой соматических и инфекционных болезней у ребенка в раннем возрасте, обеспечивать благоприятные условия их жизни. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо незамедлительное обследование и начало коррекционной работы. 


Задержка психического развития (ЗПР) у детей

Детский медицинский центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу — лечение и профилактикае ЗПР у детей.

ЗПР у детей — задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение в формировании и развитии психических функций и навыков ребенка, отставание и отхождение от нормы психического развития в целом или каких-либо его отдельных функций. В понятие ЗПР у детей входит и психическое недоразвитие (или замедленное развитие), также и стойкие нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка, задержки в интеллектуальном росте, нарушения познавательной деятельности. Детишки с ЗПР больше отдают предпочтение игровой деятельности, их мышление дольше остается незрелым, а базовые знания специфичны и скудны, чаще всего их интеллектуальный уровень значительно ниже, чем у сверстников. Однако диагноз ЗПР не является клиническим, и все перечисленные выше отклонения имеют полностью обратимый характер.

Общие сведения

Понятие ЗПР у детей включает в себя сложный механизм взаимодействия с окружающим миром, ежесекундный анализ происходящих изменений, адекватные реакции на возникающие проблемы. Каждый день мы пропускаем через себя огромное количество информации, анализируем ее, делаем выводы, сохраняем полученный материал в памяти. Это позволяет нам, как виду, успешно эволюционировать, существовать в этом непростом мире. Своевременное развитие психических навыков и умений у детей позволяет им становиться успешными людьми в будущем, без огромного “рюкзака” за плечами с грузом нерешенных комплексов и проблем, которые, как правило, тянутся из детства.

В последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию детей: совершенствуются методики обучения проводится работа с детьми с зпр, улучшается качество образования. Однако, несмотря на это, некоторые ребята испытывают трудности в обучении. Всё больше детей не способны освоить школьную программу в её полном объеме. Исследования показали, что готовность ребенка к интеллектуальной деятельности напрямую связана с его психическим и коммуникативным развитием. И всё больше родителей обращаются к педиатрам за помощью, чтобы вовремя предотвратить и скорректировать возможные задержки и отклонения в психомоторном развитии малыша.

Причины ЗПР у детей

Причины ЗПР у детей могут включать в себя различные факторы, среди которых можно выделить социальные и биологические, перечислим их:

  • поражения головного мозга вследствие врожденных заболеваний ребенка, нарушение нормального развития;
  • проблемы матери во время беременности, сложные роды;
  • хронические заболевания матери, употребление спиртных напитков во время беременности, психотропных препаратов и т.п.;
  • наследственные факторы также нередко становятся причиной возникновения ЗПР у детей;
  • неблагоприятные условия дома, проблемы с воспитанием, плохой уход или полная безнадзорность.

Впрочем, не будем забывать, что для выявления причин задержки развития необходимо пройти комплексное обследование. Каждый человек уникален и по-своему неповторим, поэтому существует множество индивидуальных сопутствующих факторов, являющихся, в конечном итоге, причинами отставания в развитии ребенка. 

Симптомы ЗПР у детей

Симптоматика ЗПР у детей, как правило, выявляется на 5 году жизни. Однако есть некоторые моменты, которые могут указать на возможные проблемы в будущем у детишек и в более раннем возрасте. Итак, на что стоит обратить свое внимание:

  • отставание от сверстников в психо-эмоциональной сфере: как правило, проявляется в отсутствие самоконтроля, серьезных перепадах настроения, замкнутости и излишней эмоциональной стеснительности;
  • проблемы в области концентрации внимания: ребенок не способен концентрироваться на каком-либо занятии, часто отвлекается и переключается на что-то другое, при этом и другое занятие не способно занять малыша на длительное время;
  • проблемы с восприятием окружающей действительности: не узнает предметы, не распознает простые схемы и контуры рисунков;
  • отклонения в развитии памяти: отсутствует познавательная активность, свойственная ровесникам малыша, быстро забывает пройденный материал, правила игр и т.п. В игровой деятельности малыш склонен к однообразным действиям, сюжет не отличается разнообразием, прямолинеен;
  • проблемы с развитием речевых навыков: проявляется в скудном словарном запасе;
  • общее отставание в развитии, отсутствие навыков мыслительного процесса.

Диагностика ЗПР у детей

Чаще всего родители обращаются за консультацией к специалистам, когда ребенку исполняется 7-8 лет, т.е. при возникновении первых проблем со школьной успеваемостью. Однако рекомендуется проводить диагностику ЗПР гораздо раньше. Если Вы заметили замедления темпов развития моторики или речи малыша, при возникновении проблем с памятью и вниманием, если обнаружились трудности с усвоением обучающей программы в детском саду, то, скорее всего, Вашему малышу показана диагностика ЗПР с целью выявления симптомов, причин ЗПР, если таковые обнаружатся, а также назначения своевременного лечения, корректирующей программы, консультаций смежных специалистов. Постановка основного диагноза возможна только после комплексной диагностики.

Лечением задержкой психического развития у детей (ЗПР) занимается врач невролог, он поможет найти причину заболевания. Вы можете записаться на консультацию прямо сейчас!

Обследование ребенка с ЗПР проводится несколькими методами: сюда входят и полномасштабные обследования профильными специалистами, нейропсихологическое тестирование, возможно, потребуется сделать МРТ головного мозга, КТ и ЭЭГ.

Лечение ЗПР у детей

Когда точно определен и поставлен диагноз «Задержка психического развития», врач составляет индивидуально подобранное лечение в соответствии с особенностями развития каждого ребенка в отдельности. Предполагается, что программа реабилитации должна носить комплексный характер, помощь оказываться не только со стороны врачей и специалистов, но и со стороны родителей.

Атмосфера в семье для ребятишек с ЗПР играет основополагающую роль. Благоприятный исход лечения ЗПР у детей во многом зависит от поведения и настроя взрослых. Нужно всегда помнить, что такие дети требуют особого подхода. Как можно чаще хвалите ребенка, подбадривайте, пусть ваша поддержка придаст ему уверенности. Общайтесь, как можно больше играйте вместе, ходите на прогулки, и старайтесь всегда и везде обсуждать с ребенком увиденное, спрашивайте его о впечатлениях, шутите и смейтесь, и пусть только хорошее настроение, Ваша забота и любовь окружают кроху. И результат не заставит себя долго ждать! Со временем Ваш малыш обязательно догонит сверстников, и все его трудности останутся далеко позади!

Цены на консультацию вы можете посмотреть здесь

Задержка психического развития ЗПР лечение у детей

  У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоциональной сферы, что в свою очередь влияет на развитие основных компонентов познания: на ощущение, восприятие, память, мышление.

В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности.

Причины задержки психического развития

Биологические
  • патология беременности – тяжелые токсикозы, внутриутробная гипоксия, инфекция, интоксикация;
  • недоношенность;
  • асфиксия и травмы при родах;
  • заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка;
  • генетическая обусловленность.
Социальные
  • длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;
  • неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

Диагностика задержки психического развития


Задержка психического развития может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка детским психологом, логопедом, дефектологом, педиатром, детским неврологом, психиатром. Так же диагностика может включать исследования ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга. На основании диагностики и сведений о развитии ребенка врачи выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по лечению и организации воспитания и обучения ребенка.

Прогноз лечения задержки психического развития (ЗПР)

Дети с ЗПР нуждаются в медикаментозном, физиотерапевтическом  и коррекционном лечении.
Применение транскраниальной микрополяризации совместно с методом биоакустической коррекции в комплексе при лечении ЗПР усиливает эффект физиотерапевтического лечения и корректирующих занятий. Лечение в нашем медицинском центре помогает сократить отставание ребенка от сверстников, улучшить его социальную адаптацию.

Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Почему у детей бывает ЗПР, можно ли вылечить?

Разные причины влияют на речевое развитие детей с зпр. Проблема решаемая и нестрашная, если обнаружить вовремя и начать лечение. Ответственные за своевременную помощь детям – родители. Заметив признаки недуга, они обязаны пройти с малышом полноценное обследование, выбрать специалистов с опытом. При попустительстве и затягивании с лечением, по мере роста ребенка, отставание в психике, освоение учебных материалов в школе будут проблемой. Трудным будет и контакт со сверстниками.

Статистика за 20 лет констатирует рост психоэмоционального отклонения детского развития в десятки раз. Задержка развития речи негативно сдерживает мышление, помогает развиться ЗПРР, а сопутствующие врожденные психические, неврологические патологии усугубляют речевую недоразвитость.

Диагностику ЗПР проводят пятилетним, и 20% обратившихся получают диагноз. Самый возраст активного общения с окружающими. Только пять – запоздалый срок обращения к специалистам за помощью. Вероятность излечения 6-летнего 0,2%. Лечение ЗПР у детей двух-трех лет – идеальный возраст.

Тест-советы родителям

Обнаружить недуг можно с младенчества:

  1. Четырехмесячный младенец не откликается на «ути-пути» взрослых. Мало или совсем не улыбается.
  2. Не лепечет в восемь-девять мес.
  3. Годовалый произносит что-то, то очень тихо. Может совсем молчать
  4. Полуторагодовалый. Не произносит простейшие «мама, дай и пр.». Их значения для него бессмысленные, не реагирует на просьбы.
  5. Двухлетний. Малый словарный запас. Не запоминает новые.
  6. В 2 г 6 мес. Словарный запас до двух десятков. Не составляет фразы, не знает понятий предметов, тела.
  7. В три не выстроит предложение. Не воспринимает простые тексты. Невнятная скороговоркой речь с глотанием окончаний. Или, наоборот, заторможенная речь с растягиванием слов. Не в состоянии повторить дословно сказанное взрослыми.

К этим симптомам может добавиться повышенное слюноотделение, приоткрытый постоянно ротик. Обычно малыши гиперактивные, агрессивные, невнимательные, быстро устают. У них плохая память, воображение близко к нолю, слабо проявляют эмоциональные стороны. Органические изменения обнаруживаются на ЭЭГ, ВП. Будут выявлены сбои левого полушария.

Получается замкнутый круг. Трудности с речью, дите отстает психически и умственно. А получают информацию в основном из диалогов. Поэтому в 3-6 лет они такие «почемучки». Задумайтесь, родители, начните лечение раньше.

Что приводит к недугу?

Из-за отклонения развития головного мозга и ЦНС.

  • Во время беременности мать болела. Внутриутробное нарушение развития из-за инфекций, отравления, травмы.
  • Внутриутробная гипоксия.
  • Стремительные или осложненные роды, травмирование новорожденного.
  • В младенческом возрасте перенес тяжелые инфекционные заболевания, давшие осложнение на мозг, получил травмы.
  • Заболевания генетического плана или хромосомные, нарушающие структуру мозга.
  • Воспитание под сильной опекой или брошен «на ветер», жестокое обращение. Воспитание в асоциальной семье.
  • Перенес страшную травму в психологическом аспекте.

Кроме этого, есть ряд заболеваний, вызывающих психоречевую задержку. Среди них на втором месте эпилепсия, а на первом аномалия и нарушение обмена в ЦНС. Важно лечить и ЗПРР, и первопричину.

Элементы аутизма при ЗПРР

Нарушение функциональности ЦНС, перенесенные инфекционные осложненные болезни бьют не только по речи, но и развитию психики малыша. В 5% случаев диагностируются аутичные признаки:

  • Не контактирует эмоционально с окружающими, не делает попыток общения с родителями. Почти не улыбается.
  • Агрессию часто направляет на себя. Приступы агрессии регулярные.
  • Однотонное повторяющее поведение-стереотип.
  • Игрушками пользуется по-своему.
  • Избегает сверстников.

В 50% не понимает обращения к себе. Таких деток лечат несколько специалистов.

Современные методики лечения ЗПРР

Комплексное лечение с участием родителей, терапевта, невролога, психолога, логопеда, рефлексотерапевта. При небольшой степени отставания, раннем лечении шанс устранения проблемы до 100%.

  1. Воздействием микромалыми электроимпульсами на биоактивные мозговые точки – микротоковая рефлексотерапия.

Импульсное восстановление функциональности ЦНС в поврежденных местах. Воздействие аппарата направляется участки мозга, отвечающие за речь. Особенно высокие результаты показывает при гидроцефалии. Назначается малышам с шести месяцев.

  1. Малышами с 2 лет занимается дефектолог.

Развивает мелкую моторику, мышление. Ребятишки с четырех лет попадают к логопеду. Он выставит артикуляцию, в игровой форме покажет, как составить предложение, целый текст.

  1. Логопедический массаж.

Это дополнительно, стимулируются лицевые и шейные мышцы.

  1. Медикаментозная терапия.

 Лекарства назначаются после консультации у невролога, невропатолога. По результатам ЭЭГ врач диагностирует патологии, составляет индивидуальное лечение.

Коррекция, как дополнение к лечению

Коррекционные занятия для детей с зпр не обязательны, но желательны. В первую очередь требуется участие детского психолога, если дите перенесло психическую травму, росло в неблагополучной среде.

Прекрасно, если у родителей есть возможность оплатить дельфинотерапию, иппотерапию. Посещать музыко и арттерапии. Это повышает психоэмоциональный фон, объединяет семью, появляется общий с отпрыском интерес. Попутно развивается речевая сигнатура.

Остеопатия дает неплохой результат. Мануальщик воздействует на активные точки, приводит к балансу функционирование ЦНС, обмена веществ. Благотворно влияет на уравновешивание психики.

Главное, чтобы папа с мамой приняли к сведению. Только один метод не вылечит, не устранит недуг. Только комплексно, только вместе с врачами и при активном участии родителей.

Задержка развития

Проявляется нарушением когнитивных функций (память, внимание, интеллект), а также проблемами в эмоциональной и волевой сфере.

ЗПР формируется вследствие наличия наследственных заболеваний, заболеваний ЦНС (перинатальная патология, ДЦП, травмы, инфекции и проч.), под влиянием негативных психо-социальных условий (невнимание родителей, отсутствие общения с другими детьми, психотравмы), вследствие других тяжёлых заболеваний, ослабляющих организм и ограничивающих общение.

Симптомы ЗПР:

  • Отсутствие элементарных навыков, характерных для возраста ребёнка: одевание, еда, личная гигиена, пользование туалетом;
  • Сложности в общении, замкнутость;
  • Агрессия, тревожность.

ЗПР может сочетаться с аутическими расстройствами. В этом случае основными проявлениями являются коммуникативные нарушения: ребёнок не вступает в эмоциональный контакт, приступы агрессии зачастую направлены на себя (кусает, бьёт себя), избегает общения, не может играть, часто уединяется, при этом может совершать стереотипные движения (раскачиваться, ходить по кругу и проч.) или бессмысленные действия (расставлять в определённом порядке предметы и проч.).

Если признаки ЗПР сохраняются к школьному возрасту, то ребёнку, скорее всего, будет поставлен диагноз олигофрения.

Для олигофрении характерно отсутствие прогрессирования когнитивных нарушений. Социальный уровень бывает выше интеллектуального, поэтому у пациента возможно развить навыки самообслуживания и простые социальные функции. В лёгких случаях удаётся обучить начальной грамоте (счёт, письмо, чтение, рисование, ручной труд).

Олигофрения может быть трёх степеней:

I степень: IQ 50-69, это лёгкая степень, ранее использовался термин дебильность. Характерны: плохая память, проблемы с логическим и абстрактным мышлением, неустойчивость внимания, трудности при осуществлении определённых целенаправленных действий, расстройства поведения, эмоциональная нестабильность, большая внушаемость.

II степень: IQ 35-50, соответствует лёгкой или умеренной имбецильности. Характерно минимальное самостоятельное мышление, расстройства сна и аппетита, быстрая усталость, раздражительность, скудный словарный запас, нарушения мелкой моторики, низкая способность к освоению простейших действий.

III степень:
IQ 20-35, тяжёлая имбецильность. Проявления аналогичны степени III, но более выражены.

IV степень: IQ <20, соответствует степени идиотии в ранее применявшейся классификации. Характеризуется отсутствием мыслительных способностей и речи. Диагностируется при рождении или сразу после него, так как имеют место значительные повреждения ЦНС, такие дети не реагируют на внешние раздражители, не воспринимают речь, не узнают родителей, не испытывают и не выражают эмоции (отсутствует мимика), не координируют движения, не осязают предметы, не чувствуют вкуса, запаха и даже боли. Характерный симптом — многократное механическое повторение одного движения или состояние полной неподвижности на длительный промежуток времени.

При лёгкой степени олигофрении детей удаётся адаптировать к обычной жизни. Они могут получить начальное образование и освоить простые профессии. II степень: возможно обучить элементарным навыкам самообслуживания. III — IV степень: себя не обслуживают, нуждаются в уходе.

Лечение ЗПР и лечение ЗПРР

Лечение детей с ЗПРР: Аутонейритотерапия

Согласно статистике, в мире каждый год на 15% увеличивается количество детей в возрасте до 4 лет, которым ставят диагноз ЗРР (задержка речевого развития) или ЗПР(задержка психического развития). Задержка речевого развития (ЗРР) у детей затормаживает и развитие мышления, таким образом плавно переходя в задержку психоречевого развития (ЗПРР), и, напротив, врожденные неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Причинами задержки формирования речи могут быть многообразные факторы, воздействующие в различные периоды раннего онтогенеза. В антенатальном периоде к органическому поражению речевых центров коры головного мозга могут приводить угроза самопроизвольного прерывания беременности, гипоксия плода, внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), падения беременной с травматизацией плода, токсикозы,хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия, легочная или сердечная недостаточность).

В неонатальном периоде ЗПР и ЗРР может являться следствием скоротечных или затяжных родов, применении инструментальных акушерских пособий, асфиксии новорожденных, недоношенности, внутричерепной родовой травмы при преждевременных родах.

В числе этиопатогенетических факторов, воздействующих в первые годы жизни ребенка,следует выделить менингиты, энцефалиты, ЧМТ, соматические заболевания,приводящие к истощению ЦНС (гипотрофию). Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к различным видам ЗПРР. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ, пневмонии, рахит, эндокринопатиии пр.), неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность), операции под общим наркозом, синдром госпитализма, дефицит речевых контактов) усугубляют действие ведущих причин ЗПРР.

Зачастую в анамнезе детей с ЗРР прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток,которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов,функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при ЗПРР носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Новая авторская медицинская технология Е.А. Мельниковой лечения РАС (расстройств аутистического спектра), задержек в ПРР (психическом и речевом развитии) у детейаутонейритотерапия, являясь основным патогенетическим лечением, базируется на классических постулатах основоположников нейропсихологии А.П.Лурии, Л.С.Выготского, И.П.Павлова.

Лечение детей с ЗПРР в Москве в Клинике лечения ДЦП и ЗПРР Мельниковой Е.А. предполагает применение аутонейритотерапии, которая нормализует работу функциональных блоков мозга, обеспечивающих речеобразование по А.Р.Лурии:

1) блока регуляции тонуса и бодрствования, который обеспечивает максимальный тонус коры,необходимый для осуществления организованной, целенаправленной деятельности; 2)блока приема, переработки и хранения ин­формации, поступающей из внешнего мира;3) блока програм­мирования, регуляции и контроля психической деятельности.

Процессы,осуществ­ляемые при участии речи, требуют больших затрат энергии, что обеспечивается лишь при наличии высокого уровня активности 1-го блока.

Снижение активности энергетического блока, возникающее в результате нарушения активации тех или иных отделов коры головного мозга (при поражении самой коры) или за счет поражении восходящих или нисходящих связей проявляется в флюктуативности, т.е. как бы мерца­нии в когнитивных функциях: речь оказывается то нарушенной,то сохранной, ребенок то понимает, то не понимает речь, то повторяет слова за взрослым, то нет, пишет то с ошибками, то без них. Как правило, при этом всегда отмечается так называемая премоторная, или динамическая, апраксия (трудности вп ереключении с одного вида движения на другой, нарушение программы движений).Это может происходить в течение дня, ряда дней, и даже месяцев. Детям с такими нарушениями в лучшем случае ставят диагноз ЗПРР, ММД, СДВГ, а в худшем –АУТИЗМ,ОЛИГОФРЕНИЮ. Хотя правильнее бы было перед этими диагнозами поставить приставку«а-ля» или «лже».

Эти нарушения в речи и поведении у ребенка так похожи на вышеуказанные заболевания,что отличить их можно только по топическому признаку. Это конечно сложно, но очень нужно делать, так как от этого зависит прогноз на БУДУЩЕЕ, ПРОГНОЗ БЛАГОПРИЯТНЫЙ: если своевременно восстановить прерванные связи — эти нарушения полностью проходят. Дети становятся обучаемыми и практически не отстают от своих сверстников в дальнейшем развитии!

Но есть и обратная сторона: если процесс разобщения областей мозга между собой и прерывание связей сохраняется длительное время, то приставки – а-ля и лже плавно переходят в атипизм. И детям уже ставят «уточненный» диагноз атипичный аутизм, без определенного ПРОГНОЗА на БУДУЩЕЕ.

Вывод 1: Аутонейритотерапия, активируя восходя­щие или нисходящие пораженные аксоно-дендритные связи, существующие между стволом, таламусом, подкорковыми узлами и корой головного мозга обеспечивает высокий тонус коры, необходимый для обеспечения наиболее сложных форм речевой сознательной психической деятельности — со­здания планов и программ для реализации замыслов и осуще­ствления намеченной цели.

Второй блок выполняет основную функцию приема, переработки и хранения информации – это репродуктивный афферентный блок, расположенный в наружных отделах коры головного мозга, включающий в свой состав «аппараты»зрительной (затылочной), слуховой (височной) и общечувствительной (теменной)областей головного мозга. Эти отделы составляют основу анализаторных систем и являются первичными (ядерными) или проекционными зонами коры, обладающие чрезвычайной специфичностью, ответственные сугубо за свою либо зрительную, либо кинестетическую, либо слуховую модальность или функцию. Сами анализаторные отделы непосредственно связаны с органами чувств и в речевой деятельности не принимают участия. Однако они окружены «аппаратами» вторичных или гностических зон коры, которые осуществляют первичную синтетическую функцию (например,акустически анализируют дифференциальные признаки фонем или отбирают необходимые движения органов артикуляционного аппарата для производства артикулем, входящих в то или иное слово).

«Вторичные»гностические зоны по мере отдаления от первичных постепенно берут на себя функцию анализа и синтеза звуковых, акустических и артикуляторных комплексов,которые входят в слог, в слово. В этих же отделах осуществляется запоминание множества специфических для каждого языка слогов и комплексов звукосочетаний,которые, редуцируясь за счет гласных и сонорных согласных, хранят информацию о звуковом составе слова. При поражении этих зон возникают варианты сенсорной,акустико-гностической и афферентной кинестетической моторной алалии у детей или афазии у взрослых.

Сложную системную работу познавательной деятельности выполняют третичные зоны второго функ­ционального блока. Эти зоны осуществляют сложные симультанные пространственные синтезы символического уровня, интегрируя, например,дифференциальные признаки слова или словосочетания. Они и обобщают социальный опыт индивидуума, закрепленный уже не на уровне периферического ощущения, а на уровне слова. Например, слово «яблоко»стягивает пучок словесно, символи­чески организованных дифференциальных признаков этого сим­вола посредством понятий (твердое, круглое, сладкое и т.д.). Таким образом, третичные зоны участвуют в сложных позна­вательных процессах.

Учитывая Первый закон — закон иерархического строения вхо­дящих в состав этого блока корковых зон (по Л.С. Выготскому и А.Р. Лурии), гласящий: работа зон коры зависит от сохранности высших: вторичных зон — от третичных, первичных — от вторичных, афферентация подкорковых отделов — от сохранности первичных от­делов коры, следует

Вывод 2: АУТОНЕЙРИТОТЕРАПИЯ как лечение детей с ЗПРР для обеспечения формирования вторичных и третичных зон,активизирует или восстанавливает связи с той или иной периферической анализаторной системой необходимой для сохранности первичных зон.

Блок программирования, регуляции и контроля деятельно­сти — третий функциональный блок. Этот блок создает замыслы, формирует планы и программы действий, следит за эффектом выполнения, отвечает за общую организацию пове­дения. В процессе его функцио­нирования осуществляется серийная организация речевого акта, письма.

Вывод 3: АУТОНЕЙРИТОТЕРАПИЯ имеет непосредственное отношение как к пониманию механизмов нарушения произвольной и пара- или псевдопроизвольной (репродуктивной)деятельности при раз­ных формах алалии и апраксии при РАС, так и к проблеме компенсации и коррек­ции по преодолению нарушений речевых и поведенческих функций.



Задержка психического развития у детей

Метод Фельденкрайза известен своей эффективностью для широкого спектра нарушений развития и самых разных ограничений : ДЦП, ЗПР, аутизм и другими. В основе работы лежит понимание, что движения организует мозг, а не мышцы как таковые. Мозг способен обучаться (создавать новые связи) и эта способность присутствует в каждом ребенке, независимо от наличия особенностей.

ИНТЕРВЬЮ С ВРАЧОМ ПО МЕТОДУ ФЕЛЬДЕНКРАЙЗ
«— Прежде всего, надо понимать: нервная система такого ребенка уже успела накопить колоссальный стресс. Наша задача — не просто снять с нее этот стресс, а заняться ее обучением…»
Читать подробнее

Спастически парализованный ребенок, не показывающий интереса к окружающему миру. Зачастую он не отстает умственно, как часто предполагается, а просто не способен выразить свой интерес, потому что его спастичное состояние не дает ему сделать этого.

Обычный подход к отстающим в развитии все еще, к сожалению, подразумевает что такой ребенок является «поврежденной человеческой машиной», которую для того чтобы она «функционировала», нужно заставить делать то, чего он еще не может, а это довольно сильно отличается от обучения.

Занятия будут полезны для детей любого возраста. Чем младше ребенок, тем пластичней его мозг и быстрее проходит восстановление. Работая, прежде всего, с нервной системой Фельденкрайз метод помогает пробудить механизмы обучения головного мозга и тела в целом.

Три условия успешной реабилитации при ЗПР

Задержка психомоторного развития, это в первую очередь задержка созревания тканей и структур мозга. Однако зачастую ребенка пытаются “исправить” с помощью педагогики (логопедии, нейропсихологии). Бесполезно включать педагогические методики, если физическое состояние ребенка не готово к развитию. Он не сможет должным образом воспринимать и усваивать информацию.

При реабилитации ребенка с ЗПР важная задача — это изменение условий, в которых находится головной мозг. Подготовив физическую основу, мы создаем возможность для полноценного развития в разных направлениях.

Когда болезни или особенности развития и здоровья препятствуют полноценному обучению ребенка, физическая реабилитация может помочь развитию принять настолько «нормальное» направление, насколько это возможно.

Лечение агрессии у пациентов с умственной отсталостью — Письма в редакцию

Am Fam Physician. 1 марта 2007 г .; 75 (5): 622-624.

редактору: статья «Медицинское обслуживание взрослых с умственной отсталостью» в журнале American Family Physician представляет собой краткое введение в поведенческое и психиатрическое лечение пациентов с умственной отсталостью.1 Психофармакологическое лечение в этой области чревато проблемами этического характера. , диагностические трудности и склонность к чрезмерному лечению.Врачи часто назначают нейролептики для контроля агрессивного поведения при отсутствии основного расстройства настроения или тревожного расстройства. Во многих случаях можно использовать антидепрессанты или бета-адреноблокаторы, чтобы избежать побочных эффектов нейролептиков.

Агрессивное поведение является наиболее частой причиной направления к психиатру лиц с умственной отсталостью. Пациенты с умственной отсталостью должны пройти тщательное диагностическое обследование, чтобы исключить конкретные медицинские или психиатрические причины агрессии.Если специфической этиологии не выявлено, в первую очередь следует использовать поведенческую терапию. Большинство пациентов, однако, эмпирически лечатся антипсихотическими препаратами.2 Некоторые исследования показывают, что пациенты с умственной отсталостью получают чрезмерное лечение антипсихотиками, что приводит к седативному эффекту, социальной изоляции и потере когнитивной функции.3 Новые антипсихотические препараты имеют более низкую частоту акатизии и поздняя дискинезия, но может предрасполагать пациентов к ожирению и метаболическому синдрому. Ретроспективные данные показывают, что люди с умственной отсталостью подвержены более высокому риску седации и увеличения веса, чем население в целом.4 Следовательно, желательно ограничить использование нейролептиков, когда другие классы лекарств могут иметь такую ​​же или лучшую эффективность при контроле агрессии.

В качестве руководства по правильному назначению один автор определил кластеры симптомов, окружающих агрессивные вспышки, которые можно классифицировать по поведенческим профилям, отвечающим определенным классам лекарств.5 Например, пациенты с навязчивыми и ритуальными тенденциями, которые становятся агрессивными при прерывании, могут считаться тревожными. расстройства спектра и должны реагировать на селективный ингибитор обратного захвата серотонина.Пациенты с тяжелой аффективной лабильностью или длительным гневом могут считаться маниакальными или страдающими расстройством спектра настроения и должны реагировать на лечение литием или противосудорожными средствами. Пациентам с паранойей, бредом или галлюцинациями может потребоваться запланированное применение антипсихотических средств. 5

При отсутствии явных доказательств мании или основного психотического процесса показано первоначальное испытание серотонинергических антидепрессантов. Антидепрессанты могут уменьшить приступы агрессии у пациентов с депрессивным или тревожным расстройством, что позволяет снизить зависимость от нейролептиков.6 Когда агрессивные вспышки становятся серьезными, может потребоваться эпизодическое использование антипсихотических препаратов. Ранняя консультация психиатра рекомендуется при неэффективности первоначальных испытаний антидепрессантов, подозрении на манию или наличии психотического процесса.

Препарат для лечения умственной отсталости — многообещающий | Наука

Небольшое исследование 30 человек с наиболее распространенной наследственной формой умственной отсталости обнаружило обнадеживающие доказательства того, что некоторые симптомы расстройства можно облегчить с помощью лекарств.У некоторых пациентов с синдромом ломкой Х-хромосомы, получавших экспериментальный препарат, наблюдалось снижение повторяющегося поведения, гиперактивности, несоответствующей речи и социальной изоляции. Однако препарат воздействовал только на пациентов с определенным генетическим изменением — возможно, обескураживающий признак для тех, у кого нет этого маркера, но потенциально полезный инструмент для выявления пациентов, которые, скорее всего, ответят на лечение.

Еще 10 лет назад идея обратить вспять умственную отсталость была немыслимой.Это потому, что многие из этих состояний являются результатом генетических сбоев, которые мешают развитию мозга еще до рождения. Но недавние исследования на мышах и других животных дали исследователям надежду на то, что, возможно, удастся разработать методы лечения, улучшающие познавательные способности и поведение при таких состояниях, как синдром ломкой Х-хромосомы, при котором мутация гена Х-хромосомы заставляет часть хромосомы выглядеть необычно. тонкий и синдром Ретта, еще одна частая причина умственной отсталости.

Одной из наиболее перспективных перспектив лечения синдрома ломкой Х-хромосомы является класс препаратов, блокирующих рецептор в головном мозге, называемый метаботропным рецептором глутамата 5 (mGluR5).Этот рецептор играет роль в синтезе белка на стыках нервных клеток, и он становится гиперактивным в результате мутации гена, вызывающей ломкий X. Считается, что блокирование этого рецептора помогает восстановить его активность до нормального уровня.

В других исследованиях сообщалось, что препараты, блокирующие mGluR5, по-видимому, обладают лишь умеренными побочными эффектами, такими как утомляемость, у людей, но новое исследование является первым систематическим отчетом об изменениях поведения у людей с ломкой X. люди в возрасте от 18 до 35 лет участвовали в клинических испытаниях фазы II, спонсируемых фармацевтической компанией Novartis, которая производит препарат под названием AFQ056.Половина пациентов получала AFQ056 в течение 4 недель, затем плацебо в течение 4 недель. Другая половина сначала приняла плацебо, затем лекарство. Ни пациенты, ни их опекуны, ни исследователи не знали, к какой группе был отнесен пациент до окончания исследования.

Чтобы оценить поведение пациента до и после лечения, исследователи под руководством Себастьяна Жакмона, медицинского генетика из Center Hospitalier Universitaire Vaudois в Лозанне, Швейцария, и Бальтазара Гомеса-Мансиллы, невролога Института биомедицинских исследований Novartis в Базеле, Швейцария. , попросил его опекун — обычно родитель — заполнить батарею стандартизированных анкет.По словам Гомес-Мансилла, сначала казалось, что лекарство не подействовало. «Мы были действительно озадачены», — говорит он.

Но когда команда повторно изучила данные, они обнаружили, что у семи пациентов с определенной генетической сигнатурой уменьшилось повторяющееся поведение, такое как раскачивание взад и вперед и хлопанье, а также другие улучшения в поведении после лечения. По словам Гомес-Мансилла, некоторые родители сказали исследователям, что им было легче взаимодействовать со своими детьми, пока они принимали препарат.Некоторые сообщали о меньшем количестве деструктивных форм поведения, таких как истерики. По словам Гомес-Мансилла, исследователи не обнаружили никаких доказательств улучшения обучения и памяти, но он считает, что такие когнитивные изменения могут потребовать более длительного лечения.

Все пациенты Fragile X, ответившие на AFQ056, имели «полностью метилированную» версию контрольной области гена FMR1 , гена, мутировавшего в Fragile X. Метлирование — это химическая модификация ДНК, которая выключает ген, и пациенты, которые ответили на препарат, оказались полностью неактивными, ген FMR1 .Остальные имели частично активный ген FMR1 . По словам Гомес-Мансилла, вопрос о том, почему это повлияет на то, как люди будут реагировать, все еще остается открытым. Исследователи сообщают о своих выводах онлайн 5 января в журнале « Science Translational Medicine ».

«Это обнадеживает, но это все еще очень мало», — говорит Стивен Уоррен, генетик и ветеран исследования Fragile X из Университета Эмори в Атланте. Идея использования метилирования в качестве биомаркера для определения того, кто может отреагировать на этот тип лечения, потенциально интересна, — говорит Бен Филпот, изучающий нарушения нервного развития в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл.Но он разделяет осторожность Уоррена: «Им действительно нужно повторить это в более крупной группе».

Именно этим сейчас и пытаются заниматься исследователи Novartis. В ноябре они начали набор участников для более крупного клинического испытания, которое будет проверять эффекты AFQ056 у 160 человек с Fragile X. На этот раз исследователи сначала проверит метилирование гена FMR1 , и пациенты будут принимать препарат. на 3 мес.

Атипичные нейролептики для людей с умственной отсталостью / задержкой развития — Полный текст

Атипичные нейролептики имеют меньше экстрапирамидных и поведенческих побочных эффектов, чем типичные нейролептики.Атипичные нейролептики также могут улучшить социальное и когнитивное функционирование. Это улучшение может быть связано с уменьшением негативных симптомов, являющихся частью психоза и психических синдромов, или с улучшением профиля побочных эффектов. В этом исследовании будет изучено влияние атипичных нейролептиков рисперидона, клозапина и оланзапина на обучение, память и социальное поведение у людей с MR / DD. Дополнительное исследование расширит исследование, чтобы оценить экоповеденческие меры. Целью этих исследований является оценка поведенческой избирательности атипичных нейролептиков путем измерения когнитивного и социального функционирования наряду с целевым аберрантным поведением у лиц, принимающих плацебо и различные дозы наркотиков.

Пятьдесят участников будут рандомизированы для получения рисперидона, клозапина, оланзапина или плацебо. Двадцать пять участников будут выбраны из группы, получавшей типичные нейролептики в начале исследования. Будет оценена эффективность атипичных нейролептиков в снижении деструктивного, агрессивного и стереотипного поведения у лиц с умственной отсталостью.

Обучение и память будут измеряться с помощью лабораторных оперантных заданий. Социальные и экологические взаимодействия, а также основные целевые модели поведения будут напрямую измеряться обученными наблюдателями.Частота конкретных отклоняющихся от нормы поведения будет определяться вместе с условной вероятностью того, что определенные события окружающей среды будут происходить и следовать за этим поведением. В подисследовании категории аберрантного поведения будут использоваться для предоставления информации, относящейся к переменным окружающей среды, поддерживающим аберрантное поведение; такая категоризация улучшит определение фармакологической эффективности и обеспечит лучшее понимание взаимосвязи между атипичными нейролептиками и аберрантным поведением, поддерживаемым окружающей средой.

Лечение и лечение умственной отсталости: медицинское обслуживание, консультации, диета

  • Брукс М. Послеродовой анализ крови на умственную отсталость FDA OKs. Медицинские новости Medscape. 17 января 2014 г. Доступно по адресу http://www.medscape.com/viewarticle/819387. Доступ: 29 января 2014 г.

  • FDA. FDA разрешает маркетинг первого в своем роде послеродового теста, который помогает диагностировать задержку развития и умственную отсталость у детей. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США.17 января 2014 г. Доступно по адресу http://www.fda.gov/NewsEvents/Newsroom/PressAnnouncements/ucm382179.htm.

  • Courchesne E, Carper R, Akshoomoff N. Свидетельства чрезмерного роста мозга в первый год жизни при аутизме. ЯМА . 2003 16 июля. 290 (3): 337-44. [Медлайн].

  • Доусон Г., Мансон Дж., Уэбб С.Дж., Нэлти Т., Эбботт Р., Тот К. Скорость роста головы замедляется, а симптомы ухудшаются на втором году жизни при аутизме. Биологическая психиатрия .2007 15 февраля. 61 (4): 458-64. [Медлайн].

  • Шевелл М., Эшвал С., Донли Д., Флинт Дж., Гинголд М., Хиртц Д. Практический параметр: оценка ребенка с глобальной задержкой в ​​развитии: доклад Подкомитета по стандартам качества Американской академии неврологии и Практического комитета Общество детской неврологии. Неврология . 2003 11 февраля. 60 (3): 367-80. [Медлайн].

  • Rueda JR, Ballesteros J, Tejada MI. Систематический обзор фармакологического лечения синдрома ломкой Х-хромосомы. БМС Нейрол . 2009 13 октября, 9:53. [Медлайн]. [Полный текст].

  • Wigal T, Greenhill L, Chuang S, McGough J, Vitiello B, Skrobala A. Безопасность и переносимость метилфенидата у детей дошкольного возраста с СДВГ. J Am Acad Детская подростковая психиатрия . 2006 ноябрь 45 (11): 1294-303. [Медлайн].

  • Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. 5-е издание . Вашингтон, округ Колумбия: APA Press; 2013.

  • Берч Х.Г., Ричардсон С.А., Бэрд Д., Хоробин Г., Иллсли Р. Психическая субнормальность в сообществе: клиническое и эпидемиологическое исследование . Балтимор: Уильямс и Уилкинс; 1970.

  • Штраус Д., Эйман РК. Смертность людей с умственной отсталостью в Калифорнии с синдромом Дауна и без него, 1986–1991. Am J Ment Retard . 1996 май. 100 (6): 643-53. [Медлайн].

  • Patja K, Mölsä P, Iivanainen M.Конкретная причина смертности людей с умственной отсталостью в популяционном последующем 35-летнем исследовании. J Интеллект Disabil Res . 2001 Февраль 45: 30-40. [Медлайн].

  • Раттер М., Грэм П. Эпидемиология психических расстройств. Раттер М., Тизард Дж., Уайтмор П. Образование, здоровье и поведение . Лондон, Англия: Longman Group; 1970. 178-201.

  • Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и статистическое руководство психических расстройств .Четвертое издание, редакция текста. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация; 2000.

  • Шаттук PT. Вклад диагностической замены в растущую административную распространенность аутизма в специальном образовании США. Педиатрия . 2006 апр. 117 (4): 1028-37. [Медлайн].

  • [Рекомендации] Мешлер Дж. Б., Шевелл М. Клиническая генетическая оценка ребенка с умственной отсталостью или задержкой в ​​развитии. Педиатрия .2006 июн.117 (6): 2304-16. [Медлайн]. [Полный текст].

  • Кеннет Лайонс Джонс. Распознаваемые модели пороков развития человека Смита . 6. Эльзевьер Сондерс; 2006. 160–161.

  • Кауфманн В.Е., Абрамс М.Т., Чен В. Генотип, молекулярный фенотип и когнитивный фенотип: корреляции при синдроме ломкой Х-хромосомы. Ам Дж. Мед Генет . 1999, 2 апреля. 83 (4): 286-95. [Медлайн].

  • Гринберг Ф., Льюис Р.А., Потоцкий Л.Многопрофильное клиническое исследование синдрома Смита-Магениса (делеция 17p11.2). Ам Дж. Мед Генет . 1996 29 марта. 62 (3): 247-54. [Медлайн].

  • Tassabehji M, Metcalfe K, Fergusson WD. LIM-киназа удалена при синдроме Вильямса [письмо]. Нат Генет . 1996 июл.13 (3): 272-3. [Медлайн].

  • Verhoeven WM, Tuinier S, Kuijpers HJ, Egger JI, Brunner HG. Психиатрический профиль при синдроме Рубинштейна-Тайби. Обзор и отчет о болезни. Психопатология . 2009 20 ноября. 43 (1): 63-68. [Медлайн].

  • Маркес Перейра П., Шнайдер А., Паннетье С., Херон Д., Ханауэр А. Синдром Коффина-Лоури. евро J Hum Genet . 2009 4 ноября. [Medline].

  • Amir RE, Van den Veyver IB, синдром Ван М. Ретта вызывается мутациями в X-сцепленном MECP2, кодирующем метил-CpG-связывающий белок 2. Nat Genet . 1999 23 октября (2): 185-8. [Медлайн].

  • Axelrad ME, Schwartz DD, Fehlis JE, Hopkins E, Stabley DL, Sol-Church K, et al.Лонгитюдный курс когнитивных, адаптивных и поведенческих характеристик при синдроме Костелло. Ам Дж. Мед Генет А . 2009 декабрь 149A (12): 2666-72. [Медлайн]. [Полный текст].

  • Gripp KW, Lin AE, Stabley DL. Анализ мутаций HRAS при синдроме Костелло: корреляция генотипа и фенотипа. Ам Дж. Мед Генет А . 2006 г. 1. 140 (1): 1-7. [Медлайн].

  • Аутти-Рамо И., Фагерлунд А., Эрвалахти Н. Расстройства алкогольного спектра плода в Финляндии: клиническое описание 77 детей старшего возраста и подростков. Ам Дж. Мед Генет А . 2006 15 января. 140 (2): 137-43. [Медлайн].

  • Манн JR, McDermott S, Barnes TL, Hardin J, Bao H, Zhou L. Трихомониаз при беременности и умственная отсталость у детей. Энн Эпидемиол . 2009 декабря 19 (12): 891-9. [Медлайн].

  • Moeschler JB, Shevell M ,. Клиническая генетическая оценка ребенка с умственной отсталостью или задержкой развития. Педиатрия . 2006 июн.117 (6): 2304-16. [Медлайн].

  • Mefford HC, Batshaw ML, Hoffman EP. Геномика, умственная отсталость и аутизм. N Engl J Med . 2012 г. 23 февраля. 366 (8): 733-43. [Медлайн].

  • Liang JS, Shimojima K, Yamamoto T. Применение сравнительной гибридизации генома на основе массивов у детей с задержкой развития или умственной отсталостью. Педиатр Неонатол . 2008 декабрь 49 (6): 213-7. [Медлайн].

  • Сагу Г.С., Баттерворт А.С., Сандерсон С., Шоу-Смит К., Хиггинс Дж. П., Бертон Х.Array CGH у пациентов с нарушением обучаемости (умственной отсталостью) и врожденными аномалиями: обновленный систематический обзор и метаанализ 19 исследований и 13 926 субъектов. Генет Мед . 2009 марта 11 (3): 139-46. [Медлайн].

  • Майкельсон Д.Д., Шевелл М.И., Шерр Э.Х., Мешлер Дж.Б., Гропман А.Л., Ашвал С. Доказательства: генетическое и метаболическое тестирование детей с глобальной задержкой развития: отчет Подкомитета по стандартам качества Американской академии неврологии и Комитета по практике Общества детской неврологии. Неврология . 2011 25 октября. 77 (17): 1629-35. [Медлайн].

  • Баццано А.Т., Зельдин А.С., Диаб И.Р., Гарро Н.М., Аллевато Н.А., Лерер Д. Программа изменения здорового образа жизни: пилотная программа мероприятий по укреплению здоровья на уровне общины для взрослых с нарушениями развития. Am J Предыдущее Med . 2009 декабрь 37 (6 приложение 1): S201-8. [Медлайн].

  • Кишнани PS, Sommer BR, Handen BL, Seltzer B, Capone GT, Spiridigliozzi GA, et al. Эффективность, безопасность и переносимость донепезила для лечения молодых людей с синдромом Дауна. Ам Дж. Мед Генет А . 2009 августа, 149A (8): 1641-54. [Медлайн].

  • Заключение комитета ACOG. № 371. Июль 2007 г. Стерилизация женщин, в том числе с психическими отклонениями. Акушерский гинекол . 2007 июл.110 (1): 217-20. [Медлайн].

  • Бартло П., Кляйн П.Дж. Преимущества и потребности физической активности у взрослых с ограниченными интеллектуальными возможностями: систематический обзор литературы. Am J Intellect Dev Disabil . 2011 Май.116 (3): 220-32. [Медлайн].

  • Эллис Дж. М., Тан Х. К., Гилберт Р. Э., Мюллер Д. П., Хенли В., Мой Р. и др. Добавки с антиоксидантами и фолиевой кислотой для детей с синдромом Дауна: рандомизированное контролируемое исследование. BMJ . 2008 15 марта. 336 (7644): 594-7. [Медлайн]. [Полный текст].

  • МАССАЧУСЕТСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ УСЛУГ РАЗВИТИЯ. Ежегодные рекомендации по скринингу здоровья Департамента служб развития штата Массачусетс. Доступно по адресу http: // www.mass.gov/Eeohhs2/docs/dmr/health_screening_checklist.pdf. Доступ: 1 апреля 2010 г.

  • Бык MJ. Наблюдение за здоровьем детей с синдромом Дауна. Педиатрия . 2011 Август 128 (2): 393-406. [Медлайн].

  • [Рекомендации] McCandless SE, Комитет по генетике. Клинический отчет — наблюдение за здоровьем детей с синдромом Прадера-Вилли. Педиатрия . 2011 Январь 127 (1): 195-204. [Медлайн].

  • Ан KJ, Jeong HK, Choi HS.Трансгенные мыши DYRK1A BAC демонстрируют измененную синаптическую пластичность с дефектами обучения и памяти. Нейробиол Дис . 30 января 2006 г. [Medline].

  • Американская психиатрическая ассоциация. Разработка APA DSM-5: Предлагаемая редакция: Умственная отсталость. Американская психиатрическая ассоциация DSM-5 Development. Доступно по адресу http://www.dsm5.org/ProposedRevisions/Pages/proposedrevision.aspx?rid=384. Доступ: 20 марта 2010 г.

  • Capute AJ, Accardo PJ.Нарушения развития в младенчестве и детстве. Том 1 и 2. Балтимор: Пол Х. Брукс. 1996: 1-619 и 1-521.

  • Наблюдение за развитием и скрининг младенцев и детей младшего возраста. Педиатрия . 2001 июл.108 ​​(1): 192-6. [Медлайн].

  • Doheny KF, McDermid HE, Harum K. Криптическая терминальная перестройка хромосомы 22q13.32, обнаруженная с помощью FISH у двух неродственных пациентов. Дж. Мед Генет . 1997 августа 34 (8): 640-4.[Медлайн].

  • Flint J, Wilkie AO, пряжка VJ. Выявление субтеломерных хромосомных перестроек при идиопатической умственной отсталости. Нат Генет . 1995 Февраля 9 (2): 132-40. [Медлайн].

  • Кирхгоф М., Гердес Т., Брунебьерг С. Исследование пациентов с умственной отсталостью и дисморфическими особенностями с использованием сравнительной геномной гибридизации и амплификации зондов, зависимых от субтеломерного мультиплексного лигирования. Ам Дж. Мед Генет А .2005 декабрь 15. 139 (3): 231-3. [Медлайн].

  • Мао Р, Ван Х, Шпицнагель ЭЛ. Первичные и вторичные транскрипционные эффекты в развивающемся мозге и сердце человека с синдромом Дауна. Биология генома . 2005. 6 (13): R107. [Медлайн]. [Полный текст].

  • Maulik PK, Mascarenhas MN, Mathers CD, Dua T, Saxena S. Распространенность умственной отсталости: метаанализ популяционных исследований. Res Dev Disabil . 2011 март-апрель. 32 (2): 419-36.[Медлайн].

  • Рубин ИЛ, Крокер АС. Медицинская помощь детям и взрослым с отклонениями в развитии . Второе издание. Балтимор, Мэриленд: Paul H Brookes Publishing Co, Inc; 2006.

  • Медина AE, Krahe TE, Ramoa AS. Восстановление нейрональной пластичности ингибитором фосфодиэстеразы 1 типа на модели воздействия алкоголя на плод. Дж. Neurosci . 2006 18 января. 26 (3): 1057-60. [Медлайн].

  • Miyake N, Shimokawa O, Harada N.BAC-массив CGH выявляет геномные аберрации при идиопатической умственной отсталости. Ам Дж. Мед Генет А . 2006 г. 1. 140 (3): 205-11. [Медлайн].

  • Рейсс С, Аман МГ. Психотропные препараты и нарушения развития: Международный консенсусный справочник. Центр Нисонжера Университета штата Огайо . 1998. 1-355.

  • Ричардсон С.А., Коллер Х. Двадцать два года. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . 1996 г.1-328.

  • Шредер С., Джерри М., Герц Г., Веласкес Ф. Заключительный отчет по проекту: использование термина «умственная отсталость: язык, имидж и государственное образование. Июнь 2002г.

  • Volkmar FR, Lewis M. Умственная отсталость: детские и подростковые психиатрические клиники Северной Америки . Филадельфия: WB Saunders Company; 1996. 5: 769-993.

  • Лечение поведенческих расстройств при умственной отсталости: отчет о переходе на атипичные нейролептики с акцентом на рисперидон

    Задний план: Психические заболевания чаще встречаются у людей с умственной отсталостью и пороками развития, чем у населения в целом.Из-за сложности постановки конкретного психиатрического диагноза этим пациентам целью лечения часто является поведенческий симптом. При многих симптомах эффективны нейролептики, но профиль серьезных побочных эффектов обычных нейролептиков делает их использование проблематичным. Недавние открытия, касающиеся безопасности и эффективности атипичных антипсихотических препаратов для контроля над определенным деструктивным поведением у взрослых и детей, привели к тому, что Специальная консультативная группа разработала рекомендации по переходу пациентов со специфическими симптомами с классических антипсихотиков на рисперидон и, путем экстраполяции, на другие атипичные препараты. .

    Участники: Участники были выбраны Janssen Pharmaceutica на основе индивидуальных достижений и жизненного опыта. Специальная тематическая консультативная группа по переходу на терапию рисперидоном у пациентов с умственной отсталостью и отклонениями в развитии состояла из академических клиницистов с опытом работы не менее 10 лет в области умственной отсталости и нарушений развития.В его состав входили клинический фармацевт, фармацевты-консультанты, сертифицированная медсестра с нарушениями развития, психиатры, семейный врач и психолог.

    Доказательство: Группа рассмотрела недавние исследования эффективности и переносимости рисперидона и других атипичных нейролептиков у взрослых и детей с умственной отсталостью и отклонениями в развитии. Поиск в MEDLINE проводился с использованием названия каждого атипичного нейролептика и следующих терминов: умственная отсталость, нарушения развития и расстройства поведения.Поиски проводились, начиная с июля 2002 г., и проводились периодически до апреля 2004 г., чтобы выявить новые дополнения к литературе. Поиски ограничивались английским языком. ПРОЦЕСС РЕКОМЕНДАЦИИ: Группа рассмотрела имеющиеся доказательства, определила оптимальные дозы и графики титрования, рассмотрела инструменты и шкалы оценки для оценки симптомов и разработала рекомендации.

    Выводы: В руководстве изложены начальные и целевые дозы и графики титрования рисперидона для лечения некоторых поведенческих симптомов, а также даны рекомендации по отмене ранее принимавшихся лекарств, а также по процедурам и оценочным шкалам для оценки симптомов.У пациентов с тяжелой умственной отсталостью цель часто состоит в том, чтобы идентифицировать конкретные целевые модели поведения, а не ставить точный диагноз, что может быть недостижимо.

    Умственная отсталость

    Интеллектуальная инвалидность (ID) может быть описана как нарушение когнитивного функционирования. Интеллектуальные нарушения, которые возникают в возрасте до 18 лет и являются наиболее распространенным типом нарушений развития, могут быть от легкой до тяжелой и характеризуются ограничениями интеллектуального функционирования и адаптивного поведения, таких как социальные и практические навыки.

    В прошлом термин «умственная отсталость» широко использовался для обозначения этого состояния. В 2010 году президент Обама подписал закон Розы, законопроект, требующий постепенной замены любых случаев «умственной отсталости» на «умственную отсталость» и «человека с умственной отсталостью» во всей федеральной политике.

    Многие другие агентства последовали их примеру, изменив свою терминологию в ответ на запросы правозащитных организаций, которые отвергли термин «умственная отсталость» из-за его негативных коннотаций и потенциальной возможности возникновения неправильного понимания конкретного состояния человека.Этот термин вышел из общего употребления. К 2013 году Управление социального обеспечения заменило термин в Перечне нарушений на термин «умственная отсталость».

    Что такое умственная отсталость?

    От 1% до 3% населения имеют какой-либо тип умственной отсталости. Умственная отсталость может быть диагностирована, если человек демонстрирует когнитивные ограничения и испытывает ограничения адаптивного поведения.

    Результат теста IQ, который находится между 70 и 75, является еще одним ключевым показателем умственной отсталости.Те, у кого диагностировано это состояние, обычно испытывают некоторые трудности с общим обучением, и им может потребоваться больше времени для развития навыков, необходимых для повседневной деятельности.

    Хотя могут быть некоторые жизненные навыки, которым люди с ограниченными интеллектуальными возможностями не могут научиться, люди с ограниченными интеллектуальными возможностями по-прежнему могут посещать школу, получить образование и узнать, как удовлетворять свои личные потребности. Общее обучение обычно занимает больше времени и требует большего количества повторений, но многие люди могут получить жизненные навыки, необходимые для самостоятельной жизни, например, найти и сохранить работу.

    Симптомы и признаки умственной отсталости

    Пятое издание Диагностического и статистического руководства (2013 г.) отражает обновленную терминологию для этого состояния, принятую многими другими официальными агентствами. В DSM умственная отсталость или нарушение интеллектуального развития описывается как состояние, характеризующееся дефицитом интеллектуального и адаптивного функционирования:

    • Интеллектуальное функционирование включает абстрактное мышление, планирование, способность решать проблемы и способность к академическому обучению.
    • Адаптивное функционирование включает в себя социальные навыки и способность работать и надлежащим образом общаться с другими. Это также включает способность человека жить самостоятельно и удовлетворять свои основные потребности.

    Некоторые характеристики умственной отсталости у взрослых могут включать нарушение способности:

    • Соблюдайте правила и соблюдайте законы
    • Понимание времени, денег и других числовых концепций
    • Уход за собой
    • Безопасное перемещение из одного места в другое
    • Взаимодействуйте с другими людьми

    Чтобы эти признаки привели к установлению диагноза, они должны присутствовать в детстве или подростковом возрасте.

    Дети и умственные нарушения

    Ребенок с умственными недостатками может достичь определенных этапов развития позже, чем дети, которые не страдают аналогичным образом. Например, ребенок может стоять и ходить позже других детей того же возраста, быть не в состоянии видеть последствия своих действий, испытывать недостаток любопытства, проявлять поведение, похожее на младенческое, после младенческого возраста и испытывать трудности в школе.

    Другие характеристики умственной отсталости у детей могут включать:

    • Нарушение памяти
    • Задержки в развитии устной речи
    • Задержка в развитии адаптивного поведения, например, самообслуживания или самопомощи
    • Сложность усвоения социальных правил
    • Нарушение навыков решения проблем
    • Отсутствие социальных ингибиторов

    Ребенок с идентификатором может развиваться и учиться медленнее, чем ребенок без идентификатора, и ребенку может потребоваться больше времени, чтобы выучить язык, навыки самообслуживания и социальные навыки.Дети с умственными недостатками часто все еще могут учиться и достигать определенного уровня функциональности, особенно с помощью и поддержкой обученного профессионала.

    Виды умственной отсталости

    В какой-то момент на IQ больше полагались при диагностике умственной отсталости и определении ее степени тяжести. Хотя DSM-5 по-прежнему распознает эти категории, больше внимания уделяется навыкам, связанным с каждым уровнем, а не их IQ:

    .
    • Легкая форма: Лица с легкой умственной отсталостью могут иметь IQ от 50 до 70.Восемьдесят пять процентов умственно отсталых людей находятся на этом уровне, и они часто могут жить самостоятельно при минимальной поддержке со стороны других.
    • Умеренный: IQ для умеренной умственной отсталости может варьироваться от 36 до 49. Лица с умеренной умственной отсталостью составляют примерно 10% случаев в этом спектре. Эти люди могут нуждаться в большей поддержке в повседневной жизни и могут жить в групповом доме.
    • Тяжелая: Составляя около 3,5% людей с умственными недостатками, эти люди могут попадать в диапазон IQ 20-35.Как правило, они нуждаются в ежедневном присмотре, чтобы поддерживать их здоровье и безопасность, и могут нуждаться в помощи в выполнении основных задач по уходу за собой.
    • Глубокий: Лица с глубокой умственной отсталостью могут иметь IQ ниже 20 и составлять лишь 1,5% случаев умственной отсталости. Они могут нуждаться в постоянной заботе и надзоре для удовлетворения своих основных потребностей.

    Определенные условия могут быть связаны с идентификатором, включая:

    Хотя перечисленные выше состояния не являются видами умственной отсталости, они могут их вызывать.

    Причины умственной отсталости

    Не все причины умственной отсталости известны. Примерно в 75% всех диагностированных случаев врачи не могут найти конкретную причину инвалидности. Некоторые известные причины включают:

    • Недостаток кислорода при рождении, инфекции или другие проблемы во время схваток и родов
    • Инфекция плода или проблемы с развитием плода
    • Воздействие токсинов, таких как свинец, ртуть и наркотики. Алкогольный синдром плода, который возникает в результате внутриутробного воздействия алкоголя, также может вызывать умственную отсталость.
    • Заболевания, такие как коклюш, менингит и корь
    • Хромосомные аномалии. Синдром Дауна и синдром ломкой Х-хромосомы возникают в результате унаследованных аномальных генов.
    • Недостаток йода и недоедание
    • Травма развивающегося плода
    • Травма, полученная в младенчестве или детстве

    Хотя от умственной отсталости нет лекарства, с ней можно эффективно справиться. Узнайте больше о вариантах лечения умственной отсталости.

    Артикул:

    1. Бот, Т. Ф. и Ву, Дж. Т. (2015). Психические расстройства и инвалидность среди детей из малообеспеченных семей. Вашингтон, округ Колумбия: National Academies Press.
    2. Изменение терминологии: «умственная отсталость» на «умственная отсталость» (2013, 1 августа). Получено с https://www.federalregister.gov/articles/2013/08/01/2013-18552/change-in-terminology-mental-retardation-to-intellectual-disability
    3. .
    4. Диагностическое и статистическое руководство психических расстройств: DSM-5.(5-е изд.). (2013). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация.
    5. Диамент, М. (5 октября 2010 г.). Обама подписывает законопроект, в котором «умственная отсталость» заменяется «умственной отсталостью». Получено с http://www.disabilityscoop.com/2010/10/05/obama-signs-rosas-law/10547
    6. .
    7. Харрис, Дж. К. (2013). Новая терминология для умственной отсталости в DSM-5 и МКБ-11. Current Opinion in Psychiatry, 26 (3), 260-262. DOI: 10.1097 / YCO.0b013e32835fd6fb
    8. Умственная отсталость.(2017, 16 июня). Получено с http://www.parentcenterhub.org/repository/intellectual
    9. .
    10. Умственная отсталость. (2013, 10 мая). Получено с https://www.nlm.nih.gov/medlineplus/ency/article/001523.htm
    11. .
    12. Рейнольдс Т., Зупаник К. Э. и Домбек М. (нет данных). Диагностические критерии умственной отсталости: критерии DSM-5. Получено с https://www.mentalhelp.net/articles/diagnostic-criteria-for-intellectual-disabilities-dsm-5-criteria
    13. .
    14. Виды умственной отсталости.(нет данных). Получено с https://www.hwns.com.au/about-us/about-disability/types-of-disabilities/types-of-intellectual-disabilities
    15. .

    Блог Терапия, Терапия, Блог Терапии, Терапия с блогами, Терапия, ..

    Умственная отсталость — умственная отсталость, в результате которой интеллектуальные способности значительно ниже среднего. Умственная отсталость может мешать обучению, способности заботиться о себе и способности соответствовать общим ожиданиям общества в отношении того, как себя вести.Обычно это определяется как IQ ниже 70, хотя люди с IQ немного выше этого числа могут испытывать крайние трудности с функционированием, в то время как люди с IQ немного ниже этого числа могут не испытывать таких трудностей. Исторически диагноз ставился любому человеку с низким IQ, но в современной психологии умственная отсталость имеет компонент адаптации, и одного лишь интеллекта ниже среднего недостаточно для постановки диагноза.

    Что вызывает умственную отсталость?
    Чтобы диагностировать умственную отсталость, симптомы должны присутствовать в детстве.У взрослых, у которых наблюдается потеря когнитивных функций, может быть диагностировано другое заболевание, такое как деменция. Ряд факторов может вызвать умственную отсталость, в том числе:

    • Синдром Дауна и алкогольный синдром плода значительно увеличивают риск умственной отсталости, хотя не все люди с такими заболеваниями имеют умственную отсталость.
    • Неправильное развитие во время беременности может способствовать развитию симптомов, а воздействие определенных наркотиков в утробе матери, особенно запрещенных наркотиков и алкоголя, значительно увеличивает риск рождения плода с умственной отсталостью.
    • Болезнь и инфекция, поражающие мозг, могут привести к заболеванию, а очень высокая температура в раннем детстве может вызвать умственную отсталость. Корь и менингит также могут способствовать развитию умственной отсталости.

    В половине случаев причина умственной отсталости неизвестна.

    Есть ли лечение умственной отсталости?
    В предыдущих поколениях люди с умственной отсталостью могли провести всю свою жизнь в приютах.Однако современные клиницисты сосредотачиваются на обучении жизненным навыкам, оказании раннего вмешательства и повышении независимости и автономии, когда это возможно. Люди с умственной отсталостью могут жить самостоятельно в зависимости от тяжести своего состояния.

    Умственная отсталость и культура
    Люди с умственной отсталостью часто предпочитают термин умственная отсталость, а не отсталость. Термин «умственно отсталый» стал широко распространенным термином в культуре США, часто используемым ненадлежащим образом как оскорбление с негативным подтекстом.Некоторые люди с умственной отсталостью изо всех сил пытаются избежать определения своей инвалидностью и часто сталкиваются с препятствиями, которые мешают их стремлению к независимости и признанию в качестве автономных людей.

    Артикул:

    1. Американская психологическая ассоциация. Краткий психологический словарь APA . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация, 2009. Печать.
    2. Харвуд Р., Миллер С. А. и Васта Р. (2008). Детская психология: развитие в меняющемся обществе .Хобокен, Нью-Джерси: Джон Уайли и сыновья.

    Последнее обновление: 11.08.2015

    Пожалуйста, заполните все обязательные поля, чтобы отправить свое сообщение.

    Подтвердите, что вы человек.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.