Рубрика

Гигиенические процедуры это – Личная гигиена — Википедия

Содержание

Консультация на тему: Гигиенические процедуры

Гигиенические процедуры.

   Знакомить малыша с умывальной комнатой в детском саду лучше совместно с мамой. Расскажите им, что в этой комнате вы моете руки и умываете лицо. Покажите ребенку его полотенце, рассмотрите кран и раковину, мыльницу с мылом. Обратите внимание на то, что в этом возрасте дети чувствуют и тяжело переживают любой физический дискомфорт. Поэтому при обучении гигиеническим процедурам особенно важен индивидуальный подход. Обратите внимание на температуру воды. Каждому ребенку нравиться вода определенной температуры. При обучении гигиеническим процедурам следите за состоянием своей кожи и ногтей, так как кожа ребенка очень нежна и ее легко поранить.

   При обучении процедурам начните с себя. Вымойте руки, объясняя ребенку, что вы делаете и для чего. Потом полюбуйтесь своими чистыми руками. При обучении гигиеническим процедурам важно научить ребенка получать удовольствие от чистоты своего тела, чистоты одежды. Важно сформировать у него положительное отношение к предметам личной гигиены как средству защиты здоровья.

Мытье рук и умывание.

   Для более легкого усвоения навыков, связанных с усвоением действий, действия членят на несколько операций. Создается определенный алгоритм.

Рассмотрим алгоритм умывания.

  1. Сначала засучиваем рукава.
  2. Мочим кисти рук водой.
  3. Намыливаем руки: сначала ладошки, а потом каждый пальчик.
  4. Кладем мыло в мыльницу, если это не жидкое мыло.
  5. Тщательно ополаскиваем руки, не разбрызгивая воду.
  6. Берем полотенце и насухо вытираем руки.

   Если ребенок боится умываться, то лицо лучше протереть влажной салфеткой, а потом постепенно подводить его к умыванию водой. При этом не забывайте о комфортной температуре воды.

   Обширное умывание не только гигиеническая процедура. Если это делать водой определенной температуры, то она становиться закаливающей процедурой. Процедуру проводят после прогулки или сна. Для этого ребенок остается в трусиках и маечке. Ребенок поочередно, движением от кончиков пальцев к локтю, обмывает руки водой. Затем, набрав в пригоршни воды, обмывает шею от основания головы к плечам. Потом мокрыми ладошками растирает верхнюю часть груди.

   Сделать умывание приятной процедурой помогают стихи и произведения устного народного творчества.

Ой, лады, лады, не боимся мы воды.

Чисто умывайся, (имя ребенка) улыбайся.

   

Приказ.

Кран, откройся! Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь, ушки! Мойся, шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

Туалет носа.

   Этой процедуре учим ребенка с первых дней пребывания в детском саду, так как грязный нос затрудняет дыхание ребенка. Дыхание носом тренирует диафрагму, а при дыхании ртом грудная клетка расширяется слабо и может остаться недоразвитой. Постоянное дыхание ртом может вызвать у ребенка деформацию лица, оно становиться узким и вытянутым, верхняя челюсть развивается неправильно, зубы растут криво. У детей с дефектом носового дыхания уже в раннем возрасте отмечаются рассеянность, подавленность, раздражительность, плаксивость, плохое настроение, у них ослабевает память.

   Рассмотрим алгоритм туалета носа – высмаркивание.

  1. Смочить носик водой.
  2. Зажать ноздрю пальцем и выдуть из другой содержимое.
  3. Зажать другую ноздрю пальце и сделать то же самое.
  4. Промыть носик водой.

   Туалет носа совершается перед принятием пищи, выходом на прогулку и после, после дневного сна, а также по мере необходимости.

Профилактические процедуры.

   При объявлении карантина на вирусные инфекции детей учат обрабатывать носик оксолиновой мазью. Мазь выдавливают на кончик мизинчика, и ребенок ею обрабатывает носовые проходы. А втягивание из ладошки ноздрями поочередно морской воды избавляет детей от насморка. На 1 литр волы добавляют 1 ч.л. морской соли и проводят процедуру. Можно вместо втягивания воды заливать в одну ноздрю эту воду из спринцовки. При этом нельзя наклонять голову сильно вниз, так как вода может залиться в горло. При такой процедуре одна ноздря тоже закрывается пальчиком.

Гигиена полости рта.

Полоскание полости рта.

   Благодаря этой процедуре мы бережем зубы и развиваем мышцы полости рта и мимику. Надо приучить детей полоскать рот сразу же после приема пищи. Тогда эта процедура будет эффективной против кариеса зубов. Для полоскания рта детям даются небольшие чашки с водой комнатной температуры или настоем трав (ромашки, шалфея, календулы, коры дуба) в объеме 50-60 мл.

    Алгоритм полоскания зубов.

  1. Набрать в рот глоток воды.
  2. Движением мышц щек и рта двигаем воду от одной щеки к другой несколько раз.
  3. Затем «прогоняем» воду вверх-вниз между губами и зубами.
  4. Затем «прогоняем» воду пульсирующими движениями слева направо до упора.

   Делать надо для эффективности данной процедуры 5-6 глотков.

   Чтобы дети хотели это делать, надо чаще их хвалить и чашки с водой ставить так, чтобы они находились на пути следования в умывальную комнату, создать эффект наталкивания: увидел – захотел это сделать.

   Обучение надо проводить только индивидуально. Сначала это надо делать мокрой щеткой без зубной пасты. Важно научить ребенка правильно выполнять движения чистки зубов, чтобы не повредить зубную эмаль.

Во-первых, надо рассмотреть с ребенком в зеркале его зубы, при помощи чистых пальцев дать ребенку возможность обследовать их: потрогать острые края, поводить пальчиком по внешней и внутренней стороне зубов. Потом проводим обучение этой процедуре в несколько этапов.

1-й этап.

  1. Сначала даем ребенку рассмотреть зубную щетку, потом показываем, как ее промывать под водой.
  2. Показать, как чистить зубы на какой-либо игрушке, где видны зубы.
  3. Показать, как надо ухаживать за щеткой: промыть под водой, намылить и оставить в стаканчике. Мыло выполняет роль консерванта зубной щетки от микробов.

2-й этап.

  1. Воспитатель показывает на себе, как правильно чистить зубы. Объясняет, что надо начинать чистку зубов с коренных, затем – передних, начиная с внутренней стороны. Щетка движется вдоль зубов от десен вниз, как будто подметает зубы. Обратите внимание ребенка, что щетка проникает между зубами, так как там всегда остаются остатки пищи.
  2. Ребенок сам чистит зубы щеткой без зубной пасты.

3-й этап.

  1. Сначала дети наносят пасту на зубы при помощи указательного пальца и втирают ее в течение 1 минуты.
  2. Чистят зубы, используя зубную щетку.

   Зубы необходимо чистить каждый раз после приема пищи. У стоматологов есть тест контроля чистки зубов. Надо развести медицинский йод кипяченой водой в пропорции 1:1, смочить ватный тампон этим раствором и провести по передним зубам от клыка до клыка. Если зубы полностью окрасились в интенсивно желтый цвет, то уход за зубами нерегулярный. Если зубы пожелтеют на ¼, то ребенок их чистит неумело. Если зубы остались белыми, то ребенок чистит их правильно и регулярно.

   Еще стоматологи советуют для снятия зубного налета полоскать рот раствором пищевой соды.

Приемы укрепления зубов.

  1. Выполнять упражнения по тренировке зубов – энергичное жевание, отведение челюсти в стороны.
  2. Необходимо есть после еды твердую пищу, например, яблоко или морковь.
  3. Напитки, содержащие вещества для укрепления зубов, пить медленно, задерживая их во рту (молоко, чай).
  4. Полоскать рот после каждого приема пищи водой, лучше минеральной типа «Боржоми», «Нарзан» или раствором пищевой соды (1/4 ч.л. на стакан воды).
  5. Чистить зубы 2-3 раза в день.
  6. После чистки зубов, для укрепления эмали, 2 минуты втирать в эмаль пальцем зубную пасту.
  7. Не есть много сладостей и мучных изделий.
  8. Между приемами пищи полоскать рот раствором поваренной соли терпимой солености.

   Ребенка дошкольного возраста необходимо показывать стоматологу 2-3 раза в год. Надо помнить, что ребенок, у которого не болят зубы, не боится посещения этого врача.

Гигиена в туалете.

   Знакомство с этой комнатой лучше тоже проводить в присутствии мамы. Покажите ребенку его горшок и место, где он стоит. Расспросите маму, чем пользовался ребенок дома: горшком или унитазом. Самостоятелен ли он в этой процедуре, как помогала ему мама. Спросите у мамы, просится ли он в туалет, просыпается ли во время сна или его надо будить.

   Помните, что в этом возрасте ребенку трудно контролировать себя, поэтому о посещении туалета ребенку надо напоминать. Но если ребенок не хочет, то не следует его заставлять сидеть на горшке. Во время туалета взрослый должен присутствовать в туалетной комнате. Надо помнить о том, что рука ребенка коротка, и он не может вытереть задний проход самостоятельно, а остатки фекалий будут раздражать кожу ребенка. Поэтому после испражнений ребенка следует подмыть или вытереть влажной салфеткой. Если на коже есть раздражение, то смазать детским кремом.

   Научите ребенка обрабатывать себя после мочеиспускания туалетной бумагой. Это надо делать нежно, слегка дотрагиваясь до половых органов, промачивая капельки мочи. Ребенок не будет забывать это делать, если туалетная бумага будет находиться на уровне его глаз.

    Надо научить детей правильно раздеваться в туалетной комнате:

- девочки: подняли юбочки (платьице) и спустили чуть ниже колен колготки, затем сняли трусики и спустили их до снятых колготок.

- мальчики: спустили шортики чуть ниже колен, затем колготки, затем трусики.

   Следующее действие – одевание. Все в обратном порядке.

   Учим детей обязательно мыть руки после туалета.

Предметы личной гигиены.

   Взрослым нельзя нарушать требования к предметам личной гигиены. Полотенце, расческа, носовой платок, салфетка у каждого ребенка должны быть свои – личные.

   Носовые платки.

   Они должны находиться в групповой одежде ребенка, а также в верхней одежде, в которой дети выходят на прогулку. Но в группе должны быть и одноразовые платки, и салфетки, так как иногда родители забывают дать их детям.

   Чтобы правильно научить ребенка пользоваться носовым платком, необходимо иметь большой платок, пусть это будет мужской носовой платок. По данным эпидемиологов, носовой платок, сложенный вдвое, задерживает до 55% выдыхаемых микробов, а сложенный вчетверо – до 90%.

Высмаркиваться нужно в платок, сложенный вдвое, при кашле и чихании платок надо складывать в 4 раза. При высмаркивании одна ноздря зажимается пальцем. Использованный матерчатый платок кладут в целлофановый пакет и отдают родителям для стирки. Если платки не кипятить, то микробы и вирусы сохраняются в них до двух недель.

   Расчески.

   Необходимо помнить, что расческа также является предметом личной гигиены. Полезны для волос расчески из дерева, металлические и пластмассовые электризуют волосы. К выбору расчесок надо тоже подходить индивидуально в зависимости от длины и густоты волос. Лучше иметь расчески с редкими и тупыми зубьями. Для того, чтобы ребенок сам расчесывался, необходимо иметь зеркала во всех помещениях. Расчески надо хранить в шкафчике в специальном футляре. Не забывайте в конце недели напоминать родителям о необходимости обработки расчесок.

nsportal.ru

Роль личной гигиены и гигиенических процедур в жизни особенных детей и молодых инвалидов

Содержание

  1. Для чего нужно соблюдать личную гигиену?
  2. Что входит в список гигиенических процедур?
  3. Еще один практический пример
  4. Чистка зубов

Для чего нужно соблюдать личную гигиену?

К сожалению, очень часто личной гигиене детей-инвалидов уделяется мало внимания. А зря, так как чистое и ухоженное тело не только способствует улучшению настроения, но и самовосприятия. Главное данная процедура, доведенная до систематизма и результативности, добавляет уверенности и уважения к самому себе. Главное, чтобы ребенок или молодой человек понимал суть этих гигиенических процедур, понимал для чего это необходимо делать.

Недавно, на своем рабочем месте, я столкнулась с такой ситуацией. Молодой человек 29 лет, проживающий интерната для детей с особенностями психофизического развития, меня спросил: «Я только одного не понимаю, для чего мне необходимо чистить зубы?». Скажу честно, я была в некотором шоке, так как человек, дожив до такого зрелого возраста, оставался в неведении. Но это же вопрос повседневности. Я не понимаю, почему люди, которые «занимались» с ним столько лет, не посвятили его в такой важный вопрос. А я, поступив на работу, все эти месяцы не могла понять, почему у человека такое безалаберное отношение к данному процессу.

Все оказалось на поверхности. С того момента чистка зубов, умывание и подмывание стали желанны и обязательны. Можно предположить, что педагоги и воспитатели не считали нужным давать данную информацию человеку с инвалидностью, находясь в полной уверенности, что он ничего не понимает. Нельзя недооценивать особенных людей. Надо относиться к ним, как к обычным людям, и вы увидите, что все гораздо лучше, чем вы себе это представляли.

Что входит в список гигиенических процедур?

Гигиенические процедуры обязательно должны проводиться два раза в день, и, конечно, по необходимости. Гигиена полости рта, лица, половых органов, подмышечных впадин, ног – это основной список ежедневных процедур.

Что касается девушек, то к моменту наступления менструального цикла они должны быть в курсе того, что это естественно, и должны знать, как необходимо себя вести в данные моменты. Это требуется для того, чтобы они не испугались, когда наступит время. Естественно, при этом важно учитывать уровень сохранности интеллекта, так как при глубокой умственной отсталости полное безразличие к данному физиологическому процессу вполне естественно.

Юной леди, по возможности, нужно привить навыки поведения при менструальных выделениях, то есть научить ее подмываться и менять средство гигиены.

Также в любой ситуации девушка должна оставаться девушкой. Каждая девочка, девушка, должна знать правила ухода за собой, понимать, что она женского пола. В общем, она должна себе нравиться. А для этого ей нужно оказывать постоянную поддержку, а также показывать пример, держа себя в форме. Понятно, что кто-то может ухаживать за собой самостоятельно. Но, а кому-то будет необходима частичная или полноценная помощь со стороны. Для того, чтобы девушка это поняла, в первую очередь это должны понять ее близкие, которые то и обязаны объяснить ей все нюансы.

Еще один практический пример

Опять-таки пример из личной практики. Девушка 15-ти лет, с умеренной умственной отсталостью и ДЦП, но с упрямым характером и неистовой старательностью, отказывалась смотреть на себя в зеркало, и любые попытки предоставить ей такую возможность оканчивались подпорченным настроением. А выглядела она так: коротко состриженные волосы (под мальчика), жирное покрытое многочисленными прыщами лицо и практически постоянный запах пота. Вот такая картина. И теперь становится ясно, в чем причина ее неприязни к собственной внешности. Тогда я решила провести, так сказать, эксперимент. Я принесла ей для начала гель для умывания (для проблемной кожи) и тоник. Это вызвало у девушки невероятный восторг. Ведомая интересом она моментально усвоила правила пользования этими средствами и самостоятельно проводила эти гигиенические процедуры два раза в день. Далее, постепенно я добавляла скраб, крем и т. д. Приблизительно через неделю юная особа стала засматриваться на себя в зеркало и даже любоваться собой (при этом улыбаясь). Мы стали следить за волосами, растить их и регулярно причесывать. Вот какова сила гигиены. Важно одним разом не сваливать на юное создание все. Действовать необходимо постепенно, по мере освоения уже имеющегося материала.

Каждый родитель должен знать и в перспективе предполагать, на, что способен его ребенок. Надо давать возможность ребенку самостоятельно выполнять как можно больше действий. Ставить перед ним задачи и помогать ему их осуществить. Главное не делать все за него, так как это не только не поможет, но и навредит ему. Перед тем как начинать действовать, родитель должен объяснить ребенку, что для достижения результата понадобится время и немало усилий. Родитель должен подготовить его к работе и не напугать напором. В общем, действия должны быть адекватными и ситуационно продуманными.

Что касается парней. Молодой человек-инвалид должен осознавать, что он не бесполое существо, а мужчина, со своими потребностями и обязанностями. Общение на уровне «сюсюкания» поможет вылепить только вялое и безвольное создание, не готовое к борьбе и преодолению трудностей. А освоение гигиенических навыков потребует упорства и терпения.

Обязательное бритье, умывание и подмывание также плавно необходимо вливать в повседневность молодого человека. А при отсутствии аллергии можно использовать туалетные воды и дезодоранты.

Чистка зубов

Рассмотрим процесс чистки зубов. Кому-то это удается проще, а для кого-то это становится настоящим испытанием. Все зависит от физических и интеллектуальных возможностей ребенка.

Начинать надо с правил держания щетки в руке. Объяснить, что щетина должна находиться на зубах. Далее показать в каком направлении должна двигаться щетка (сверху вниз, из стороны в сторону, а также совершать круговые движения). Если у ребенка ДЦП этот процесс будет неторопливым, но главное, чтобы он был и был самостоятельным. Родитель может помочь ребенку только на финальной стадии, можно сказать, поставить последний штрих. Нельзя забывать и про язык, ведь на нем находится около 80% бактерий живущих в ротовой полости.  После чистки наступает время полоскания. А вот это уже более сложная задача. Очень часто у детей с ДЦП плохо работают мышцы щек, губы и т. д., то есть именно те органы, которые участвуют в процессе полоскания. Но это дело в принципе поправимое, так как их можно разработать. Естественно не стоит ожидать 100% результата, но многое может измениться. Предлагайте ребенку погонять воду во рту, активно шевелить щеками, двигать губами, надувать щеки.

Если у ребенка сохранный интеллект, то с течением времени он научиться, в своей мере, это делать, и процесс полоскания станет более продуктивным. Даже лёгкая и умеренная умственная отсталость не должны стать помехой в освоении данного процесса. Другое дело тяжелая и глубокая умственная отсталость. Тут все будет сложно. Чистка еще куда не шло, а вот полоскание в тотальном большинстве случаев не выходит. Вместо полоскания получается глотание. Такие детки просто заглатывают и пасту и воду, предназначенную для полоскания. В связи с этим лучше для таких юнцов выбирать наиболее безопасную пасту, например детскую или био, созданную на основе натуральных компонентов. Может случиться и такое, что ребенок все же научится плевать. Но пока этого не произошло лучше применять вышеперечисленные пасты.

Еще в подобных случаях следует использовать как можно меньше пасты и вместо полоскания просто протирать полость рта тканевой салфеткой смоченной водой. Кроме этого хорошо наклонять голову ребенка на бок и просить его все время петь звук «а». Так у него не будет времени на глотание, а паста будет сама собой выливаться со слюной изо рта.

Вот наиболее простые и доступные средства и способы ухода за полостью рта. Это конечно не все приемы. Просто к каждой ситуации надо подходить индивидуально. Творчески и конструктивно.

Умывание лица может производить как сам ребенок (молодой человек), так и его родители. При этом применяются и руки и смоченные водой полотенца.

То же касается и подмышечных впадин.

Подмывание осуществляется либо в ванной, либо над тазиком. И не смотря на дислокацию давать ребенку как можно больше возможности действовать самостоятельно.

Это основной список ежедневных гигиенических процедур, которые родитель должен ввести в повседневность своего чада.

 

www.childrenspace.by

Гигиенические процедуры

Соблюдение норм и правил гигиенических процедур является важным условием для предотвращения развития и распространения инфекционных заболеваний. Эти требования должны быть обязательными к выполнению не только в лечебных учреждениях, но и в школах и дошкольных учреждениях. Что касается больниц и поликлиник, то не только медицинский обслуживающий персонал, но и пациенты и больные должны придерживаться правил личной гигиены согласно установленным на законодательном уровне требований санитарно-эпидемиологического контроля. Таким образом, достигается профилактика и снижение риска распространения внутрибольничных инфекций. Одним из обязательных требований для персонала больниц является регулярное прохождение медицинского обследования и получение санитарной книжки, которая разрешает им работать в лечебных учреждениях. К обязательным гигиеническим процедурам медицинских сотрудников относится снятие верхней одежды и смена обуви по приходу на работу, одевание халата и тщательное мытье рук с мылом. Особые требования предъявляются к рабочей одежде, которая должна быть всегда чистой и выглаженной, а в шкафчике должен быть комплект сменной одежды. К гигиеническим процедурам манипуляционного кабинета относится обязательная обработка и дезинфекция медицинского инструмента и инвентаря с использованием специально предназначенных для того дезинфицирующих средств. При загрязнении рук они тщательно обрабатывается антисептическими средствами после мытья их с мылом под проточной водой. Рекомендуется использовать увлажняющие крема и карманные антисептики для рук, которые питают их и защищают от инфекций. Следует отметить, что согласно установленным требованиям проводится ежедневная влажная уборка помещений, проветривание и вывоз медицинских отходов. Придерживаться правил личной гигиены должны и больные стационара, для чего для этого создаются необходимые условия.


Что касается школ и дошкольных детских учреждений, то для них разработаны свои правила и требования санитарной обработки помещений и личной гигиены для детей. Необходимо, чтобы у каждого ребенка в детском саду было свое личное полотенце для рук, жидкое мыло и сменная одежда и обувь. Перед каждым приемом пищи следует тщательно мыть руки с мылом с целью уничтожения возможных микробов и бактерий. Перед приходом детей в школу или детсад необходимо проветривать помещения, а также проводить ежедневную влажную уборку и обработку поверхностей. Особые требования предъявляются и к освещению и внутренней отделке помещений, а также расположения парт и столов. Следует также соблюдать установленный тепловой режим. Обязательно содержать в чистоте санузлы, которые являются одним из основных источников распространения микробов и бактерий. За чистотой этих помещений должны следить специальные работники, у которых должны быть в наличии все необходимые дезинфицирующие средства и вспомогательный инвентарь. Особенные требования предъявляются к кухне и столовой детских учреждений и школ, которые должны быть обеспечены всем необходимым кухонным инвентарем, посудой и принадлежностями. Кухонный персонал также обязательно должен соблюдать правила личной гигиены, а для этого необходимо обеспечить соответствующие условия и средства для мытья посуды и обработки рук. Следует отметить, что при проведении дезинфекции необходимо повышенное внимание уделять тем местам, в которых увеличен риск заражения инфекционными заболеваниями и микробами, и использовать соответствующие дезинфектанты. У японской компании Saraya есть линейка дезинфицирующих средств, которые разрешены к использованию в лечебно-медицинских, школьных и дошкольных учреждениях и соответствуют установленным нормативам и требованиям. Они качественные, надежные, безопасные и отлично уничтожают микробы и бактерии на поверхностях. Большой выбор карманных антисептиков позволяет всегда содержать руки в чистоте, что очень важно при отсутствии доступа к воде. Удобные и практичные дозаторы для мыла функциональные и экономичные, а дезинфицирующие средства производятся под строгим контролем.

 

Поделитесь данным материалом в соцсетях:


www.saraya-cis.ru

Личная гигиена в условиях стационара. Личная гигиена пациента: алгоритмы ухода за больным

Личная гигиена пациента – это соблюдение чистоты его тела, нательных и постельных принадлежностей, обуви, одежды, жилища.

Следование правилам личной гигиены способствует скорейшему выздоровлению больного человека, а у здоровых людей позволяет сохранить и укрепить здоровье.

Больше статей в журнале

Принципы и цели гигиенического ухода за больным

Больной человек зачастую не может сам справиться с проведением гигиенических процедур и нуждается в посторонней помощи:

  1. При принятии ванны или душа.
  2. Бритье.
  3. Подмывании.
  4. Уходе за ногтями и волосами.
  5. При выполнении физиологических отправлений.

Руки медицинской сестры при этом становятся руками самого пациента. Однако, оказывая помощь, нужно стремиться к его самостоятельности и поощрять это желание со стороны больного.

Основными принципами гигиенического ухода за пациентом являются:

  • безопасность – профилактика травм у больного;
  • конфиденциальность – сохранение в тайне подробностей личной жизни больного;
  • уважение чувства достоинства – выполнение всех манипуляций строго с согласия больного, обеспечение уединения в случае необходимости;
  • общение – обсуждение плана предстоящих манипуляций, расположение больного и его близких к беседе;
  • независимость – поощрение стремления больного к самостоятельности;
  • инфекционная безопасность – проведение соответствующих мероприятий.

Помощь в осуществлении личной гигиены пациента оказывается с целью обеспечения его чистоты, комфорта и безопасности. Все гигиенические процедуры должны проводиться под контролем персонала лечебного учреждения.

Что будет, если не обеспечить больного нужными средствами ухода?

Какие средства ухода положены бесплатно тяжелобольным, лежачим пациентам в больницах? Имеет ли право медорганизация требовать от родственников, чтобы они закупали средства ухода за свой счет?

Основные гигиенические мероприятия

Личная гигиена больного предполагает ежедневный утренний и вечерний туалет, чистку зубов 2 раза в день и полоскание рта после каждого приема пищи. Если нет противопоказаний, душ принимается не реже 1 раза в неделю.

Умывание

Смена нательного белья

Карта пациента

Форма документа содержится в ГОСТ Р 56819-2015 «Национальный стандарт Российской Федер

aqpi.ru

Гигиена — Википедия

Древнеримская статуя. Богиня здоровья Гигиея, дочь бога врачевания Асклепия

Гигие́на (греч. ὑγιεινός «здоровый»[1]) — раздел медицины, изучающий влияние жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающий меры (санитарные нормы и правила), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни[2][3][4]; медицинская наука (гигиенистика), изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населённых мест, условий жизни и деятельности людей.[5][2][3][4]

Как следствие, гигиена имеет два объекта изучения — факторы окружающей среды и реакцию организма, и пользуется знаниями и методами физики, химии, биологии, географии и др. наук, изучающих окружающую среду, и медицинских дисциплин, как физиологии, анатомии и патофизиологии, эпидемиологии, клинической медицины и др., а также использует статистические и аналитические приёмы таких наук как математика, экономика, социология.

Факторы среды разнообразны и подразделяются на:

Прикладной раздел гигиены, направленный на разработку мероприятий по оптимизации и профилактике, называется санитария. Эти мероприятия реализуются в комплексе: архитектурно-планировочное, санитарно-техническое, медико-профилактическое, организационно-планировочное, санитарно-законодательное и др. направления.

Результатом санитарно-законодательного направления являются существующие гигиенические нормативы — предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый уровень (ПДУ) и другие. По сути, именно гигиена обеспечивает безопасность существования индивидуума, предотвращая воздействие вредных факторов.

Название «гигиена» (ὑγίεια — «здоровье», др.-греч. ὑγιεινή — «здоровая») произошло от имени древнегреческой богини здоровья Гигиеи (др.-греч. Ὑγιεία, Ὑγεία), дочери древнегреческого бога врачевания — Асклепия[7][8].

История возникновения и развития гигиены[править | править код]

Высказывание Цицерона «Salus populi suprema lex esto» («Да будет благо народа высшим законом»)
отображено на оборотной стороне памятной медали Роспотребнадзора «90 лет Госсанэпидслужбе России»

Большая Клоака — схема части античной канализации на карте Древнего Рима Акведук в Сеговии — наземный отрезок многокилометрового водопровода Древнего Рима, I век до н. э. (длина—728 м, высота—28 м)

Попытки создания правил здоровой жизни встречаются в законодательстве, религиозных предписаниях и в бытовых привычках большинства народностей ещё с незапамятных времён. Но, при этом, гигиена как наука сформировалась недавно. В развитии гигиены как науки и прикладной медицинской дисциплины можно выделить несколько периодов, на который влияли социальные и экономические условия каждого периода.[9][10]

Первый период (древний) — в древнее время (Египет, Иудея, Греция и Рим). Интересен лишь разрозненными историческими фактами. Этот период характеризуется практической направленностью гигиены. В Моисеевом законодательстве уже имеются правила индивидуальной профилактики (режим питания, половая гигиена, изоляция заразных больных и пр.), контроль за выполнением таких правил соответственно возлагался на священников. В Греции упор делали в основном в области физической культуры, укрепления физических сил и красоты, и правил диететики. Это направление развития гигиены можно отследить в сочинениях Гиппократа (456—356 года до нашей эры). Так в трактате «О воздухе, воде и почве», дается оценка влияния этих факторов на здоровье. В это же время в Греции возникают предпосылки к возникновению санитарных мероприятий, которые уже не являются личной гигиеной и преследуют цель оздоровления уже целых групп населения. К примеру, в городах строили санитарно-технические сооружения для водоснабжения, удаления нечистот. В Риме продвинулись ещё дальше, их акведуки для водоснабжения, сточные канавы для удаления отбросов можно по праву считать инженерным чудом в то время. Предпринимались попытки проводить санитарный надзор за строительством, пищевыми продуктами, даже пытались ввести должности санитарных чиновников. У славянских племен тоже наблюдались элементы профилактики, так проводили окуривание травами, сжигали одежду и постройки после смерти больных, создавали заставы во время эпидемий, рекомендовалось строить населённые пункты на возвышенных местах, сухих, защищённых от ветра, с достаточным количеством воды.[11]

После этого периода, в период средневековья, гигиена приостановила своё развитие. Эпидемии и пандемии чумы, натуральной оспы, сыпного тифа, гриппа, сифилиса опустошавшие страны сводили на нет тогдашние слабо развитые гигиенические достижения. Низкий уровень жизни и быта, социальные неравенства и бесконечные войны способствовали развитию эпидемий и пандемий. Этому способствовал и крайне низкий уровень санитарной культуры и просвещения. Крайне низкий уровень быта приводил к массовому развитию кожных, венерических и глазных болезней. Общественная санитария и санитарно-технические сооружения в этот период в городах практический отсутствовали. К примеру, в XVIII веке в центре Берлина были выгоны для скота; в Париже нечистоты выливали на улицу, а когда во второй половине XVII века начали с этим бороться, то это стало в диковинку, что запечатлели в поэмах и медалях, во дворцах и в общественных местах отсутствовали клозеты, умывания и полотенца начали входить в обиход только с XVIII века, большой редкостью было постельное и нательное бельё. Индивидуальная посуда появилась в XVI веке, вилки — только в XVII веке.[9][10]

Но, в этот период общего упадка в Европе, в Азии (Хорезм, Бухара, Самарканд) науки, в том числе и медицина развивались. Так в руинах городов обнаружены элементы благоустройства, водоснабжения и канализации. В трудах Абу Али Ибн Сины «Канон врачебной науки» есть указания по гигиене жилища, одежды, питания детей и стариков, правилам охраны здоровья и другие гигиенические рекомендации.[13] В России в X—XI веках, обращали внимание на благоустройство городов (водопровод и система канализации были в Новгороде в XI веке, в Москве с XVII века), пищевую санитарию и санитарию в войсках. В XVI веке при Иване Грозном издается «Домострой» в котором есть, также, указания к соблюдению чистоты жилищ, мытью посуды, о правилах питания. Издаются Азбуковники, «Изборник Святослава» с советами по личной гигиене и предупреждению болезней. В 1581 году создается Аптекарская палата на основе которой в дальнейшем создаётся Аптекарский приказ. С 1654 года, после эпидемии чумы начинают официально учитывать умерших.[11][14]

Второй период (современный) развития гигиены начинается с начала XVIII века, с развитием промышленности и капитализма, ростом городов в Европе. В это время происходит становление гигиены как науки, также внедряются санитарные мероприятия. Этот период можно разделить на три отдельных этапа:

  • Первый этап (эмпирический) характеризует гигиену, как науку изучающую и применяющую вмешательства государственного и административного характера касающихся здоровья отдельного человека. Связано неразрывно с эпохой «просвещенного абсолютизма». При этом основной упор делался на личную гигиену. Появились исследования в области диетики. Так в трудах Ch. Hufeland — «Makrobiotik oder die Kunst das menschliche Leben zu verlangern» уже ставятся отличные от лечебной медицины цели: «дать человеку долголетнюю жизнь», а не только «восстановить здоровье в случае его нарушения». J. Frank в своём «System einer vollstandigen medizinischen Polizei» способствовал развитию государственного надзора, так называемой «медицинской полиции». Уровень развития естественных наук на этом этапе позволял делать только эмпирические наблюдения и выводы. Основными методами практического применения гигиены на этом этапе были личные воздействия и убеждения.[9][10] В России Пётр I прививает санитарную культуру. Вместо Аптекарского приказа создаёт Медицинскую канцелярию, издаёт указы по охране здоровья населения и войск, был организован надзор за санитарным режимом в казармах, за питанием и водоснабжением войск.[11]
Унитаз — величайшее изобретение XIX века Луи Пастер (1822—1895)
  • Второй этап (экспериментальный) характеризуется становлением и развитием общественной гигиены.
Макс фон Петтенкофер (1818—1901)

Середина XIX века характеризуется промышленным ростом, либерализмом и демократией. Начинаются бурно развиваться биологические, физико-химические науки, что даёт возможность применения экспериментальных методов и изучения окружающей среды. На этом этапе гигиена, уже как научная дисциплина, изучает факторы внешней среды (климата, воды, почвы, воздуха, пищи и питания, одежды и т. д.), их влияние на здоровье больших групп населения, пропагандирует санитарно-технические оздоровительные мероприятия. Значительный вклад в развитие всех направлении гигиены внесли лабораторные исследования Макса Петтенкофера и его учеников. Ими был выработан целый ряд норм гигиенической оценки факторов окружающей среды, которыми пользуются и по сей день. Открытие микроорганизмов, их исследование Пастером, Листером, Кохом, Мечниковым дало мощнейший толчок и в развитии гигиены.

Матвей Яковлевич Мудров (1776—1831)

Открытие инфекционных болезней, способствовало укреплению и продвижению гигиенических и санитарных мероприятий при борьбе с ними, следствием чего возникла новая отрасль гигиены — эпидемиология (тогда относилась к гигиене ещё). Внедрилось в практику медико-топографическое обследование местности. Начал применяться статистический анализ и разрабатываться статистические методики для связи заболеваемости, смертности с теми или иными факторами внешней среды. Так, работы Кетле привели к возникновению ещё одной отрасли гигиены — санитарной (медицинской) статистики. Укреплению и становлению практической гигиены в этот период способствовали новые эпидемии, принёсшие серьёзные экономические ущербы.

При вспышке холеры случившаяся в 1854 году в окрестностях улицы Брод-Стрит (ныне Бродвик-Стрит) лондонского района Сохо благодаря методичным действиям доктора Джона Сноу был выявлен источник эпидемии — загрязнённая вода из водозаборной колонки. Исследование Сноу послужило толчком к развитию эпидемиологии и совершенствованию систем водоснабжения и канализации.

Так в Англии впервые широко начали применяться накопленные научные достижения гигиены. Установление причин эпидемии и связь их с теми или иными факторами привели к законодательному закреплению санитарных мероприятий. В этот период были внедрены водопроводы, очистка воды, сплавная канализация, очистка и дезинфекция стоков. Это привело к быстрому оздоровлению населения, снижению смертности от кишечных инфекции в рамках целых регионов и стран. Возникли новые направления гигиены — гигиена жилища, питания, труда. Таким образом, этому этапу развития гигиены характерна направленность на оздоровление масс населения.

Алексей Петрович Доброславин (1842—1889) — первый профессор гигиены в России

В этот период, немалый вклад в развитие наук, в том числе медицины и гигиенических знаний привносит М. В. Ломоносов, создав университет и издав свой труд «Рассуждения о размножении и сохранении российского народа». Оказал значительное влияние и М. Я. Мудров, внёсший большой вклад в медицинское и санитарное обеспечение войск. Примеры его лекции: «О гигиене и болезнях, обыкновенных в действующих войсках, а также терапия болезней в лагерях и госпиталях, наиболее бывающих», «О пользе и предметах военной гигиены или науки сохранять здоровье военнослужащих», «Наставление простому народу, как уберечь себя от холеры». Гигиеническим аспектам медицины уделял внимание и Н. И. Пирогов.[11]

«Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предупредительной. Эта наука принесет несомненную пользу человечеству»
Н. И. Пирогов[11]

Фёдор Фёдорович Эрисман (1842—1915)

Основателями научной гигиены в России стали А. П. Доброславин и Ф. Ф. Эрисман. Оба были учениками Петтенкофера. Доброславин, будучи преподавателем Императорской Военно-медицинской академии, также способствовал развитию военной гигиены. В 1883 году была открыта гигиеническая лаборатория при академии. Благодаря Эрисману была организована, вначале лаборатория, а в дальнейшем, в 1890 году открыт Гигиенический институт Императорского Московского университета. В 1891 году открывается первая городская санитарная станция в Москве. В эти годы, благодаря последователям и ученикам Доброславина и Эрисмана, вводится обучение гигиене во все университеты России и разворачиваются гигиенические лаборатории при них. До этого области знаний относящиеся к гигиене присоединялись к другим дисциплинам: фармакологии, акушерству, терапии. А совместно с судебной медициной преподавалось до 1917 года в виде дисциплины «Гигиена и медицинская полиция» и курса «Суд благочиния». 15 сентября 1922 года СНК РСФСР принял Декрет «О санитарных органах Республики», которым была создана санитарно-эпидемиологическая служба, установлены её структура, основные задачи.[15] Этот день считается днём становления службы в России. Этим Декретом были введены должности санитарных врачей «по общей санитарии», «эпидемического дела» и «санитарной статистики», а также должность «санитарного помощника». Образуются «санитарно-эпидемические подотделы» и «санитарные советы» в губернских и уездных городах. Основными задачами являются: «санитарная охрана воды, воздуха и почвы», «санитарная охрана жилищ», «санитарная охрана пищевых продуктов», «организация противоэпидемических мероприятий», «организация борьбы с социальными болезнями», «охрана здоровья детей», «санитарная статистика», «санитарное просвещение», «участие в вопросах санитарной охраны труда и общей организации лечебно-санитарного дела», предписывается о необходимости профилактического направления работы и врачам лечебного профиля (уездным, земским, военврачам). В 1925 году при Военно-медицинской академии создают Институт профилактических знаний в составе кафедр общей, социальной и военной гигиены, бактериологии.

«…чрезвычайно важно развитие санитарного направления в медицине…»
«…врач должен не только лечить больных, но и предупреждать заболевания, и что, собственно, в этом и заключается идеальная сторона его призвания, самая лучшая и самая полезная сторона его практической деятельности…»

(«Общедоступное руководство к предупреждению болезней и сохранению здоровья» — Ф. Ф. Эрисман)

23 декабря 1933 года выходит Постановление ЦИК СССР № 85 / СНК СССР № 2740 «Об организации Государственной санитарной инспекции», в котором кроме организационных моментов, указывается об обязательности исполнения организациями, учреждениями и гражданами на территории СССР установленных санитарно-гигиенических правил и норм, за их нарушение главным санитарным инспекторам союзных республик предоставляется право возбуждать уголовные преследования, налагать штрафы и принимать меры административного воздействия, привлекать к судебной ответственности нарушителей.[16]

Рисунок 1939 года, изображающий пути попадания бактерий, вызывающих брюшной тиф, в колодец

Гигиена включает следующие основные самостоятельные отрасли и разделы[2][3][4][*]:

  • Общая гигиена (гигиена окружающей среды) — раздел гигиены, в котором изучаются общие вопросы влияния факторов окружающей среды на здоровье человека, разрабатываются методы их исследования, профилактические мероприятия против их негативных воздействий на организм человека, принимаются гигиенические нормативы и требования, проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия.
  • Коммунальная гигиена — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы влияния на человека окружающей среды населённых пунктов, разрабатываются и проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия, принимаются гигиенические нормативы и требования для обеспечения сохранения здоровья и благоприятных условий жизнедеятельности населения.
    • гигиена воздуха населённых мест — раздел коммунальной гигиены;
    • гигиена воды и водоснабжения — раздел коммунальной гигиены; Проведение лабораторных исследований проб воды
    • гигиена почвы — раздел коммунальной гигиены;
    • гигиена жилищ и общественных зданий — раздел коммунальной гигиены.
  • Гигиена питания (устар. пищевая) — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы качества и безопасности продуктов питания и готовой пищи, их значения и влияния на организм человека, разрабатываются и проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия и принимаются гигиенические нормативы и требования, рекомендации по изготовлению, хранению и применению пищевых продуктов.
    • Нутрициология — раздел гигиены питания, который занимается изучением пищи, питания, продуктов питания, пищевых веществ и других компонентов в составе продуктов, их действие и взаимодействие, их потребление, усвоение, расходование и выведение из организма, их роль в поддержании здоровья или в развитии болезней.
    • Диетология (как смежная дисциплина) — медицинская наука, состоящая на стыке гигиены питания, нутрициологии и гастроэнтерологии. Область знания, изучающая вопросы питания, в том числе больного человека. Диетология направлена на рационализацию и индивидуализацию питания, но в первую очередь — на обеспечение безопасности питания. В связи с тем, что индивидуализация питания осуществляется с помощью строго организованных систем питания — «диет», диетология получила своё название.
  • Радиационная гигиена — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы значения и влияния ионизирующего излучения на организм персонала работающего с источниками ионизирующих излучений и населения, разрабатываются и проводятся профилактические мероприятия и принимаются гигиенические нормативы и требования радиационной безопасности.
  • Гигиена труда (устар. профессиональная) — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы воздействия трудовых процессов и факторов производственной среды на человека, разрабатываются и проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия, принимаются гигиенические нормативы и требования для обеспечения благоприятных условий труда.
    • профессиональные патологии (профессиональные болезни) — дисциплина, стоящая на стыке гигиены труда, внутренних болезней и коммунальной гигиены. При гигиенической оценке условий труда операторов ЭВМ обращают внимание на эргономику рабочего места, ЭМ-поля, местную и общую освещенность, микроклимат, режим рабочего дня, содержание вредных примесей в воздухе и т. д.
  • Гигиена детей и подростков — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы влияния условий окружающей среды, с учётом возрастных особенностей детского и подросткового организма, процессов обучения и воспитания, разрабатываются профилактические мероприятия и принимаются гигиенические нормативы и требования с целью укрепления их здоровья и нормального развития.
  • Военная гигиена — отрасль гигиены и военной медицины, в которой изучаются вопросы сохранения, повышения здоровья и работо-, боеспособности личного состава, в быту, при повседневной жизнедеятельности и в военное время, разрабатываются и проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия и принимаются гигиенические нормативы и требования с учётом особенности жизни и быта в Вооружённых Силах. Включает в себя практический все отрасли и разделы гигиены, но касательно военнослужащих и лиц гражданского персонала. Профилактические мероприятия в отношении военнослужащих, дежурящих в ШПУ, затрагивают такие аспекты их службы, как условия обитания в замкнутых изолированных подземных сооружениях (труда, отдыха, питания, питья, ионизирующего излучения, паров компонентов ракетных топлив в воздухе, антропогенных загрязнений и др.), а также условия быта вне службы, для их полноценного отдыха между дежурствами
  • Спортивная гигиена (гигиена физических упражнений и спорта) — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы влияния условий окружающей среды на оздоровительный и спортивный эффект физических упражнений, разрабатываются рекомендации по улучшению физического воспитания населения, проведения тренировок и режима жизни спортсменов, разрабатываются профилактические мероприятия и принимаются гигиенические нормативы и требования к размещению, сооружению и содержанию мест занятий физической культурой и спортом.
  • Гигиена транспортная — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы влияния условий труда работников и условия проезда пассажиров авиационного, автомобильного, водного, железнодорожного транспорта, разрабатываются и проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия, принимаются гигиенические нормативы и требования к транспортным средствам и сооружениям, направленные на обеспечение оптимальных условий деятельности, сохранение здоровья и работоспособности работников, создание гигиенических условии и комфорта для пассажиров.
    • авиационная и космическая гигиена — раздел транспортной гигиены, авиационной и космической медицины, в которой рассматриваются вопросы влияния условий полёта на организм летного состава и пассажиров авиационного транспорта, условий подготовки, полётов, обитания в невесомости и замкнутом пространстве космонавтов, и меры профилактики вредных воздействий;
    • гигиена железнодорожная — раздел транспортной гигиены, в которой рассматриваются вопросы влияния условий труда и быта работников железнодорожного транспорта и метрополитена, а также условия проезда пассажиров, и меры профилактики вредных воздействий;
    • гигиена судовая — раздел транспортной гигиены, в которой рассматриваются вопросы влияния условий труда и быта экипажей морских и речных судов, условий пребывания на них пассажиров и меры профилактики вредных воздействий.
  • Гигиена села (устар. сельская) — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы влияния условий сельскохозяйственного труда и быта в сельских населённых пунктах, разрабатываются и проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия, принимаются гигиенические нормативы и требования к сельскохозяйственному производству, благоустройству и санитарному состоянию сельских населённых мест.
  • Гигиена больничная — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы обеспечения оптимальных условий для пациентов в лечебно-профилактических учреждениях и благоприятных условий труда медицинского персонала, разрабатываются и проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия, принимаются гигиенические нормативы и требования.
  • Курортная гигиена — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы обеспечения благоприятных условий окружающей среды курортов и рекреационных зон, разрабатываются и проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия, принимаются гигиенические нормативы и требования с целью охраны природных лечебных факторов.
  • Санитарная токсикология.
  • Санитарная микробиология — раздел гигиены и микробиологии, в которой изучается санитарно-микробиологическое состояние объектов окружающей среды, пищевых продуктов и напитков, и разрабатывается санитарно-микробиологические нормативы и методы индикации патогенных микроорганизмов в различных объектах и продуктах.[17]
  • Психогигиена — раздел гигиены, изучающий психическое благополучие человека.

Также, подразделяется по мероприятиям:

  • Личная гигиена (индивидуальная) — раздел гигиены, в которой изучаются вопросы сохранения и укрепления здоровья человека, соблюдения гигиенических правил и мероприятий в его личной жизни и деятельности, разрабатываются и проводятся мероприятия гигиенического воспитания, пропаганда гигиенич

ru.wikipedia.org

Гигиенические процедуры - Домоводство или Бабушкины советы

Правильный уход за кожей заключается прежде всего в постоянном содержании ее в чистоте. Для этого необходимо регулярно обмывать весь кожный покров водой с мылом не реже одного раза в неделю. В зависимости от загрязнения кожи обмывания можно производить даже каждый день.

При обмывании тела водой с мылом происходит очищение кожи от кожного сала и пота, от пыли и грязи, от различных веществ, с которыми соприкасается человек на производстве, от попавших на кожу микробов — возбудителей болезней, наконец, от еще не отпавших с поверхности кожи роговых чешуек. Под действием теплой, а особенно горячей воды начинается усиленная работа потовых желез, с потом удаляются из организма продукты обмена веществ — шлаки. Под действием воды и обтираний усиливается кровообращение в коже, ее ткань, нервы, железы и волосы лучше и обильнее омываются кровью и питаются. Происходит усиление обмена веществ в организме, что способствует укреплению здоровья. При этом улучшается и состояние кожи и ее внешний вид.

Температура воды для водных процедур. Для водных процедур пользуются как теплой, так и холодной водой. Под холодной понимается вода комнатной температуры или несколько ниже. Для содержания кожи в чистоте следует употреблять теплую или даже слегка горячую воду, которая лучше смывает грязь и очищает кожу. Холодной водой в виде холодных ванн, обмываний и обтираний пользуются для укрепления организма и закаливания и сохранения кожи в здоровом, свежем состоянии.

Гигиенические процедуры холодной водой. Холодные водные процедуры полагается принимать в таком состоянии, когда человек чувствует себя слегка согретым. Вода должна быть комнатной температуры или несколько холоднее. Процедура длится от нескольких секунд до одной минуты. После этого энергично растирают все тело сухим полотенцем до ощущения приятной теплоты, затем быстро одеваются и делают умеренные движения. Холодные водные процедуры можно принимать только тем людям, которые их хорошо переносят, — у которых после них быстро наступает покраснение кожи, ощущение приятной теплоты и хорошее самочувствие. Если после приема такой процедуры кожа бледнеет и синеет, а человека слегка познабливает, то от холодных водных процедур нужно воздержаться или осторожно принимать их.

Купания. Очень полезно купаться в море или в реке, при этом укрепляется здоровье, закаляется организм и поддерживается кожа в хорошем косметическом отношении виде. Купания на открытом воздухе очень полезны, так как к действию воды присоединяется влияние солнечного света и свежего чистого воздуха.

Следует помнить, что при регулярном пользовании холодной водой у некоторых людей кожа делается сухой и жесткой. 

Качество воды. Для умываний, обмываний и других гигиенических процедур следует пользоваться мягкой водой. Эта вода не содержит солей извести и магния и не раздражает кожу. Мягкой водой является дождевая, снеговая, отчасти речная вода. При пользовании такой водой мыло легко намыливается, что обусловливает хорошее очищение кожи.

Вода, которая содержит соли извести и магния, является жесткой. От мытья такой водой кожа становится плотной, сухой, шероховатой и некрасивой. Длительное пользование жесткой водой может привести к раздражению кожи, особенно у людей, у которых кожа на лице сухая и тонкая. Поэтому для гигиенических процедур не следует употреблять жесткую воду.

Любая жесткая вода (колодезная, из источников) делается мягкой, если ее длительное время кипятить. Жесткую воду можно сделать мягкой, прибавляя к ней питьевую соду из расчета 1—2 чайных ложки на таз воды или 1—2 столовых ложки буры.

 

www.domovodstvo.kiev.ua

Предложения со словосочетанием ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

Утром, после пробуждения и гигиенических процедур, выпей 1 — 3 стакана воды комнатной температуры. С облегчением вздохнув, выполнила все обязательные гигиенические процедуры и вернулась в комнату. Достаточно сменить обувь на более удобную, а также ежедневно проводить гигиенические процедуры. Отсюда и ощущение сухости кожи после гигиенических процедур. Такой пациент нуждается в полном уходе (все гигиенические процедуры, кормление, помощь при физиологических отправлениях осуществляет медсестра).

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Я уже понял, что заглохнуть — это что-то отрицательное. Помоги мне понять насколько?

Довольно
плохо

Неприятно, но
жить можно

И то верно, если всё время по лестнице с третьего этажа на первый по малой нужде бегать, полдня на гигиенические процедуры потратишь. Это хорошее решение для выполнения гигиенических процедур, чтобы облегчить переход в ванну. Веселее будут проходить гигиенические процедуры, если их сопровождать потешками. Утро второго дня начинаем с гимнастики и гигиенических процедур, описанных выше. Вволю напарившись, втаскивали в помещение ёмкость с водой и веники, тогда и начинали процесс самого мытья как гигиенической процедуры. Наиболее часто применяемая гигиеническая процедура — душ. Эти болезнетворные бактерии попадают в организм женщины разными путями: и во время полового акта, и при проведении гигиенических процедур, и другими способами. Эта простая гигиеническая процедура показалась мне до такой степени интимной, что я покрылась розовым поросячьим румянцем. Сразу видно, их обладатель не утруждал себя чрезмерными гигиеническими процедурами. Причина живучести древнего обычая очевидна: простая гигиеническая процедура доставляет море удовольствия, да к тому же ещё и для здоровья пользу приносит. И первое, что сделала утром, после гигиенических процедур и одевания — конечно же поговорила с женихом. К тому же регулярно выполняю все гигиенические процедуры. После этого он повторил гигиеническую процедуру и, еле передвигая ногами, пошёл к палатке. Это не только гигиенические процедуры, но и возможность релаксации, отдыха. Поэтому первое время по утрам он наладился бегать для гигиенических процедур в казармы — всего-то три этажа вниз. Взяв с полочки электрическую зубную щётку, я выдавила на щетину маленький шарик дорогой пасты и приступила к гигиенической процедуре. Но такой душ всего лишь гигиеническая процедура. Выполнять упражнения нужно натощак, после гигиенических процедур. Наличие в квартире водопровода также влияло на продолжительность жизни, так как обеспечивало выполнение элементарных гигиенических процедур. Полагают, что ребёнок с самого рождения нуждается в массаже и гимнастике, на деле же поначалу вполне достаточно ежедневных гигиенических процедур. При этом, как и было сказано только что, подавляющее их большинство требует проведения внеочередных и более тщательных, чем обычно, гигиенических процедур. Ежедневные гигиенические процедуры также помогут вам устранить неприятные проявления потливости. Помещения, предназначенные для гигиенических процедур, сиречь ванные комнаты и туалеты, были на всех этажах этой квартиры. И, проведя все нужные гигиенические процедуры, я направилась на поиски своего пристанища на ближайшие восемь часов. Дойдя до нужного места, я остановилась, с сомнением глядя на строение, которое, по словам хозяйки, предназначалось для гигиенических процедур. Отнеситесь к ней как к умыванию: это тоже своего рода гигиеническая процедура, только она помогает содержать в чистоте собственное внутреннее «Я»! С давних времён маникюр и педикюр являлись обязательной гигиенической процедурой. Однако уход за ногтями сводился к гигиеническим процедурам. После гигиенических процедур используйте косметические средства: кремы, бальзамы и лосьоны, питающие и увлажняющие кожу. Закаливающими мероприятиями в месячном возрасте являются прогулки, гигиенические процедуры, воздушные ванны, купание. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу (вымыть, почистить, подать на тарелке). Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу (вымыть, подать в вазе). Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу (вымыть, подать в вазе или на тарелочке). Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу (вымыть, подать в вазочке). Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу. Или, принимая гигиеническую процедуру, почему-то пел? Она является не только гигиенической процедурой, но и средством снятия напряжения, особенно при занятиях спортом. Утром, разбудив обеих дочерей и выполнив все гигиенические процедуры, мама помогла им одеться, напоила чаем на скорую руку и отправила с отцом к его родителям. Дети способны выполнять соответствующие возрасту гигиенические процедуры, имеют навыки опрятности, представления о здоровом образе жизни. И как вы уже поняли, их назначение не ограничивалось исключительно гигиеническими процедурами. После подъёма выполните гигиенические процедуры (умывание, чистка зубов и т.

kartaslov.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о