Рубрика

Дизартрия у детей что это: Дизартрия у детей — симптомы, причины и лечение

Содержание

Дизартрия у детей - причины, симптомы, диагностика и лечение дизартрии у ребенка в Москве в детской клинике «СМ-Доктор»

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ Содержание:
Описание заболевания
Симптомы
Причины
Диагностика
Лечение Дизартрия – это тяжелое расстройство речи, при котором она становится нечленораздельной и невнятной.

О заболевании

Дизартрия – это нарушение речевых навыков вследствие поражения речедвигательного аппарата. Локализация патологического процесса, приводящая к проблеме, может развиваться на разных уровнях нервной системы, ответственных за формирование звуков, логическую стройность рассказа:
  • ядра черепных нервов, отвечающих за нервный контроль языка, губ, мягкого неба и т.д.;
  • проводящие пути между корой и церебральными ядрами;
  • подкорковые центры;
  • мозжечок и пути, проводниковые пути от него и к нему;
  • церебральная кора.


Диагностику проводит одновременно невролог (выясняет уровень топического поражения нервной системы и характер патологического процесса) и логопед (определяет степень речевых нарушений, чтобы составить прогноз коррекции).

Лечение направлено на устранение или стабилизацию фоновой патологии, которая привела к речевым расстройствам, а также артикуляционную коррекцию.

Симптомы дизартрии

Патогенетические механизмы дизартрии многоплановы и связаны с неполноценной иннервацией органов, участвующих в формировании речи. Это дыхательные мышцы, мышцы губ, языка и мягкого неба, гортань и голосовые складки. Как результат – речь становится невнятной и нечеткой.

Нарушение мышечного сокращения может быть двух видов – спастический и гипотонический вариант. Поэтому данные объективного осмотра отличаются:

  • Спазм мышц. Напряжение губ, языка, лица и шеи. Губы плотно сомкнуты. Ограничение движений при произношении звуков.
  • Гипотония мышц. Язык вялый, практически неподвижно лежит на дне ротовой полости. Рот полуоткрыт, т.к. губы не смыкаются. Отмечается повышенное слюноотделение. Из-за неподвижности мягкого неба голос приобретает носовой оттенок (становится гнусавым).

При дизартрии нарушается произношение практически всех звуков – как согласных, так и гласных. Ребенок смягчает твердые согласные. При произношении шипящих и свистящих звуков язык отодвигается не вперед, а в бок, задействуются межзубные промежутки.

Из-за комплексного нарушения иннервации изменяются и характеристики голоса. Он становится тихим, слабым, глухим, приобретает гнусавость и т.д. Дисбаланс в контроле дыхательного акта приводит к тому, что выдох укорачивается, а при произношении речи – дыхание учащается и становится прерывистым.

Из-за нечленораздельности речи ребенок не может четко дифференцировать звуки на слух. Это приводит к несформированности словарного запаса и невозможности грамматически правильно построить предложение. Поэтому так важно не упустить время и как можно раньше начать коррекцию речевых расстройств.

Причины дизартрии


  • токсикозы;
  • антенатальная гипоксия;
  • иммунный конфликт по системе АВО и резус-фактора;
  • хронические патологии у матери, вынашивающей ребенка;
  • осложненное течение родов;
  • родовые травмы;
  • роды раньше 37 недель;
  • асфиксия.

Все эти факторы способны привести к органическому поражению головного мозга, в т.ч. центров, отвечающих за развитие речи. Одновременно с этим нередко формируется детский церебральный паралич, причем его тяжесть коррелирует с тяжестью речевых нарушений.

Помимо этого дизартрия может развиться в раннем детстве у изначального здорового ребенка. В этом случае причины кроются в тяжелых нейроинфекциях и интоксикациях, например, угарным газом, отравлением алкоголем и т.д., а также опухолях и травмах головного мозга.

Диагностика дизартрии

Ребенка с нарушением речи обследуют одновременно невролог и логопед.

Невролог проводит объективный осмотр, оценивает выраженность рефлексов и назначает дополнительные методы диагностики. Как правило, нейросонография – ультразвуковое обследование головного мозга, позволяющее выявлять очаговые поражения. Также может проводиться реоэнцефалография и энцефалография.

Логопедическое тестирование направлено на оценку речевых и неречевых нарушений. Неречевые параметры:

  • развитие мимической и речевой мускулатуры;
  • объем движений в височно-нижнечелюстном суставе;
  • характер дыхания и др.

Речевые параметры оценки:
  • произносительная речь;
  • синхронность работы органов, участвующих в формировании речи;
  • правильность произношения звуков, построения предложений и т.д.

На основании комплексного обследования определяется выраженность дизартрии. Различают 4 степени нарушений речи:
  • Первая степень (стертая форма) – речевые расстройства незаметны окружающим, выявляется только при логопедическом обследовании.
  • Вторая степень – речь понятная, но дефекты в произношении звуков присутствуют.
  • Третья степень – речь становится невнятной, понимают ее только люди из близкого окружения.
  • Четвертая степень (анартрия) – речь полностью невнятная, ее не понимают даже люди, постоянно находящиеся с ребенком.

Лечение дизартрии


  • Неврологический вектор. Невролог проводит терапию основного заболевания, приведшего к нарушению речи. Для этого могут назначаться сосудистые препараты, ноотропы, витамины и другие. При наличии опухоли мозга, сдавливающей речевой центр, показано удаление (на этом этапе присоединяется нейрохирург).
  • Логопедический вектор. Формирование навыков правильного произношения звуков, построения предложений и т.д. Это очень кропотливая работа, которая должна продолжаться ежедневно.

В достижении желаемых результатов большое значение играет как можно ранее начало терапии, усердие родителей и самого пациента. Специалисты «СМ-Доктор» строят программу работы с ребенком таким образом, чтобы мотивация к достижению цели не пропадала ни на одном этапе, а только возрастала. Это и высокий профессионализм логопедов, неврологов и других участвующих врачей позволяют добиваться высоких результатов и восстанавливать внятность речи.

Как только стали замечать первые признаки дизартрии у ребенка, не затягивайте визит к специалистам. Только комплексное специализированное обследование позволит выявить или исключить проблему. В «СМ-Доктор» вас встретят грамотные врачи и логопеды, которые помогут установить объективный диагноз и провести коррекцию выявленных нарушений. Записывайтесь на консультацию к профессионалам в удобное время! Мы находим подход к каждому ребенку, даже самому трудному.

Врачи:

Записаться на прием

Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.

Дизартрия - ПроМедицина Уфа

Дизартрия представляет собой речевую патологию, развитие которой обусловлено органическим поражением центральной нервной системы. Дизартрия, симптомы которой отличаются от иных форм, касающихся произношения, проявляется в виде полнннооого нарушения речи у больного, а не нарушения, отмечаемого в произношении отдельных типов звуков.

У пациентов отмечается ограниченность в подвижности органов воспроизведения речи (губы, язык и мягкое нёбо), ввиду чего усложняется артикуляция.

Дизартрия у взрослых проявляется без сопутствующих форм распада речевой системы (т.е. нарушение слухового восприятия речи, нарушение письма и чтения). Дизартрия у детей зачастую становится причиной нарушений, связанных с воспроизведением слов, что, в свою очередь, приводит к нарушению чтения и к нарушению письма, в некоторых случаях актуальность приобретает общее недоразвитие речи. При произношении звуков отмечается их нечеткость и «смазанность». Что касается особенностей голоса, то при этом заболевании он может проявляться как в крайне слабой форме воспроизведения, так и, наоборот, в очень резкой. В речи отсутствует характерная для нее плавность, дыхание в ритме сбивается, изменениям подвергается и темп речи, который то замедлен, то ускорен.

Причины

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности, гипоксия плода, резус-конфликт, хронические соматические заболевания матери, патологическое течение родов, родовые травмы, асфиксия при рождении, ядерная желтуха новорожденных, недоношенность и др. Степень выраженности дизартрии тесно связана с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), гнойного среднего отита, гидроцефалии, черепно-мозговой травмы, тяжелых интоксикаций.

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом, сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией

.

Симптомы

Основными симптомами дизартрии выступают:

- Нарушение артикуляционной моторики: спазм артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ;
- гипотония артикуляционных мышц – характеризуется вялостью, неподвижностью языка, полуоткрытым ртом, гиперсаливацией, несмыканием губ, назализацией голоса;
- дистония артикуляционных мышц – при речи повышенный тонус мышц сменяется гипотонией;
- нарушение звукопроизношения. Выражается в разной степени. Стертая дизартрия проявляется отдельными фонетическими дефектами (искажением звуков), смазанностью речи. Более тяжелые формы дизартрии сопровождаются искажениями, пропусками, заменой звуков. Речь может быть медленной, непонятной, невыразительной. Речевая активность снижена. Нарушается произношение всех звуков. Появляется смягчение твердых звуков, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков. В случаях полного паралича речевых мышц развивается немота;

- нарушение речевого дыхания. Когда ребенок начинает говорить, дыхание учащается, становится прерывистым, вдох укорачивается. Голос при дизартрии тихий, слабый, монотонный. Часто дети говорят в нос.

У больных страдает фонематический анализ и дифференциация звуков. Дефицит речевого общения может вызывать отсутствие грамматического строя речи и минимизацию словарного запаса. Может отмечаться дисграфия и общее недоразвитие речи.

Диагностика

Диагностика заболевания начинается со сбора анамнеза и определения физического и неврологического статусов пациента. Все эти манипуляции представляют собой стандартный опрос и осмотр врачом. Выясняется всё, что могло бы повлечь нарушения.

После сбора данных, врач-логопед заполняет речевую карту для детей с дизартрией. В этой карте указываю информацию о речевом развитии ребёнка от младенчества до времени обращения.

Лечение

Для детей с дизартрией основным направлением в лечении является развитие речевой мускулатуры (губы, язык, мягкое небо). Для этих целей целесообразно проводить постепенно усложняющиеся упражнения.

Первое, что необходимо делать ежедневно – это массаж мышц лица. Необходимо слегка поглаживать, затем пощипывать мышцы щек, губ, нижней челюсти. Также необходимо производить сближение пальцами губ в горизонтальном и вертикальном направлении. Массажировать можно и мягкое небо, но не более 2-х минут. Для этого его поглаживают подушечками указательного и среднего пальца в направлении спереди назад. Очень хороший эффект достигается при самостоятельных занятиях ребенка перед зеркалом, когда он видит, как расположены его губы и язык и старается самостоятельно придать им форму, которую видел ранее при разговоре с взрослыми.

Следующим этапом в лечении дизартрии у детей является применения активной гимнастики речевого аппарата. Для этих целей необходимо производить открывание и закрывание рта, удержание рта открытым или полуоткрытым. Можно производить выдергивание изо рта ребенка прикушенной марлевой повязки. Для гимнастики губ необходимо производить оскал зубов, вытягивание губ в хоботок. Очень хорошо для подобной гимнастики использовать леденец на палочки, который ребенок должен зажимать губами, а вы стараться достать его. Это упражнение очень эффективно, так как при уменьшении диаметра леденца необходимо прикладывать больше усилий.

«Сладкую» гимнастику так же можно использовать и для тренировки языка. В этом случае сладким леденцом производят смазывание попеременно то одного угла рта, то другого, которые ребенок в последствии должен облизать языком. Чтобы способствовать поднятию языка вверх, можно сладкой конфетой смазывать верхнюю губу.

Все эти упражнения можно легко проводить в домашних условиях. Задача логопеда сводится к постепенной постановки произношения различных звуков. Проводится это постепенно, так как есть звуки, которые легко можно поставить (а, п, у, м, к, ы, н и др) и которые очень сложно (р, ш, ж, с, з, ч, щ, т и другие).

Постоянно проводят закрепление ранее изученных звуков. На фоне проводимого лечения дети начинают лучше воспринимать письменные слова, способны усваивать письменный материал. Это является хорошим прогностическим показателем для посещения ребенком общеобразовательной школы.

Помимо тренировки мышц речевого аппарата необходимо проводить гимнастику для пальцев, развивать мелкую моторику пальцев рук. Для этих целей можно применять игры с соломинками и счетными палочками, собирание пазлов, конструкторов.

При раннем начале лечения прогноз у данного заболевания благоприятный. Дети довольно быстро овладевают навыками правильной речи, способны к письму и чтению и успешно обучаются в общеобразовательной школе.

Детский медицинский центр Неврологии и Педиатрии на Андропова 13/32 (м.

Коломенская)

Дизартрия – стойкие расстройства речи, проявляющиеся в неправильном или затрудненном звукопроизношении, вследствие патологий центральной нервной системы или некоторых заболеваний, влияющих на голосовые, мимические и дыхательные мышцы человека. При детской дизартрии наблюдаются расстройства не только в артикуляции отдельных слов и звуков, но и речи в целом, часто приводящие к проблемам с освоением письма и чтения.

Причинами нарушений могу явиться: неблагоприятное течение беременности, тяжелые роды, инфекционные заболевания мозга новорожденного, а также травмы головы, интоксикации, кровоизлияния и прочие тяжелые заболевания, провоцирующие осложнения в развитии нервной системы.

Симптомы 

Речь детей-дизартриков отличается нечеткостью и невнятностью. Лицевая мускулатура очень вялая, ослабленная. Часто наблюдается повышенное слюноотделение. Голос невыразительный: звонкий с пронзительными нотками или чересчур мягкий и тихий. Такие ребятишки либо «тараторят», произнося слова крайне быстро, либо растягивают речь, медленно проговаривая каждый слог. При этом дыхание сбивчивое и неравномерное.

У детей с дизартрией не редко выявляется ряд сопутствующих нарушений: проблемы с жеванием, глотанием, расстройства мелкой и крупной моторики, быстрая утомляемость.

Формы

Специалисты выделяют несколько форм дизартрии. Классификация основывается на различии симптоматики вследствие характера и степени повреждения нервной системы:

  1. Тяжелая форма (анартрия) – полное или практически полное отсутствие речи и голоса у ребенка, является следствием паралича челюстно-лицевых мышц. В большинстве случаев выявляется у детей, страдающих церебральным параличом.

  2. При средней степени – речь однообразная и монотонная, малопонятна для окружающих, произношение нечеткое и невнятное. Общение таких ребятишек крайне ограничено. Довольно часто встречается на фоне отставания в интеллектуальном развитии.

  3. Легкая степень («стертая») – одна из наиболее распространенных форм дизартрии. Характеризуется незначительными отклонениями в звукопроизношении. Речь вполне понятна, однако отсутствует четкость. Диагностируется чаще всего у детей с ОНР (общим недоразвитием речи) или с ослабленным артикуляционным аппаратом.

ЛЕЧЕНИЕ

Основная цель в лечении дизартрии – это максимально возможное развитие речи ребенка для того, чтобы она стала понятна окружающим и не препятствовала развитию его личности и нахождению в социуме. Коррекционные мероприятия обычно носят комплексный характер, в который входят: полномасштабная логопедическая и медицинская помощь, поддерживающая медикаментозная терапия, массаж и занятия лечебной физкультурой, комплекс дыхательной гимнастики, упражнения на развитие моторики.

Важно, чтобы коррекционная работа проводилась систематически. Необходимо строго исполнять все назначения и рекомендации специалистов, следить за неукоснительным выполнением домашних заданий. Особое значение имеет психологическая поддержка родных. Очень ценно, чтобы ребенок чувствовал, что он любим, хвалите его, несмотря на имеющиеся недостатки и слабости.

Неразборчивая речь или стертая дизартрия? Советы логопеда

Бывает, родители и учителя ругают ребенка за невнимательность, снижают оценки за пропущенные буквы и за невнятные ответы на уроках. Но проблема — не лень и не невнимательность, а функциональные нарушения нервной системы. О стертой дизартрии — неразборчивости речи, вызванной органическими причинами — на онлайн-площадке Института дополнительного профобразования работников социальной сферы рассказала доктор педагогических наук, профессор, логопед Елена Архипова.

Дизартрия — не чисто детская проблема, нарушение речи может встречаться и у взрослых. И в этом случае также необходима помощь логопеда. Давайте разберемся в том, что же такое дизартрия, каковы ее причины и как с ней работать.

Точное определение будет звучать так: дизартрия — это нарушение звукопроизношения и просодии вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата. И сразу еще два незнакомых слова! Будем разбираться дальше

Просодия — интонационная выразительность речи. Она выражается в темпе речи, голосовых модуляциях, интонации, логическом ударении и др.

Иннервация — неврологический термин, означающий проведение нервного импульса от мозга к мышцам.

Получается, что дизартрия имеет органические причины, то есть, связана с нарушениями в развитии нервной системы. А это значит, что и работу с ней надо начинать не на логопедическом, а на неврологическом уровне. Собственно, дизартрия — это только симптом, сигнализирующий о поражении нервной системы.

Причины дизартрии у детей:

  • внутриутробная патология;
  • родовые травмы;
  • резус-конфликт ребенка и матери;
  • черепно-мозговые травмы и др.

Причины дизартрии у взрослых:

  • нарушение мозгового кровообращения;
  • черепно-мозговая травма;
  • опухоли мозга.

С чего начинается работа с дизартирей?

Первый этап — медицинский. Его проводит врач-невролог. В арсенале медиков — необходимые медицинские препараты, физиотерапия, лечебный массаж, рефлексотерапия, словом, средства, направленные на укрепление ЦНС и устранение патологической симптоматики.

Второй этап — психолого-педагогический. В нем участвует целая команда специалистов: воспитатели, дефектологи, психологи, логопеды. Важно подключать и родителей. Цель этого этапа — развитие сенсорных функций, пространственных представлений, крупной моторики, тонкой моторики.

Третий этап — собственно логопедический. Логопед устраняет дизартрию на индивидуальных занятиях.

Стертая дизартрия — самое распространенное нарушение у дошкольников и младших школьников. К сожалению, диагноз ставят далеко не всегда. Родители и учителя ругают ребенка за невнимательность, снижают оценки за пропущенные буквы и за невнятные ответы на уроках. Но часто оказывается, что ученик старательно выполняет домашние задания, учит правила и не делает грамматических ошибок, зато пропускает буквы на письме, говорит односложно. Его проблема — не лень и не невнимательность, а функциональные нарушения ЦНС. И простым усилием воли он с этим не справится.

Прежде чем начинать работу с таким ребенком, логопеду необходимо тщательно разобраться в причинах проблемы, и только после этого выбирать методы коррекции.

Тесты на выявление стертой дизартрии.

  1. На статическую координацию движений. Попросите ребенка несколько секунд постоять на одной ноге. Затем на другой.
  2. На динамическую координацию движений. Надо попасть небольшим мячом в цель. Например, в другой мяч.
  3. Еще одно динамическое задание: перепрыгнуть через натянутую резинку.
  4. На исследование скорости движений. Ребенок должен по вашей команде сесть на пол и встать без помощи рук.
  5. На двигательную память. Повторить показанный вами ряд простых движений именно в той последовательности и с той скоростью, которые вы задали.
  6. На одновременность движений. Намотать нитку на катушку, шагая на месте.

Исследования показывают, что у детей со стертой дизартрией по всем этим показателям есть отклонения от нормативов.

Обратите внимание, что эти тесты направлены не на диагностику речевого развития, а на моторику. Дело в том, что развитие психомоторики значительно опережает развитие речи и мышления. Двигательное развитие — это базис для становления высших психических функций. Вот почему коррекционная работа с дизартрией начинается с формирования моторики — общей, ручной, пальцевой, мимической. Здесь в помощь специалистам целый набор упражнений: пальцевые игры, «волшебный мешочек», выполнение привычных бытовых действий с закрытыми глазами, оригами, аппликация, адаптивная физкультура и многое другое. Главное — помнить: чем раньше выявить и начать работать со стертой дизартрией, тем меньше трудностей будет у ребенка в школе, а затем и во взрослой жизни. Ведь неразборчивая речь очень осложняет общение, а иногда даже мешает выбору профессии.

Еще больше вебинаров Института дополнительного профобразования смотрите на портале «Я дома» в разделе «Онлайн-мастерские»

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Диагностика и лечение дизартрии у детей в центре ДокторНейро

Дизартрия – нарушение просодической (интонация, мелодика, ритм, высота) и произносительной стороны речи вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) и/или ее периферических отделов. Поражения ЦНС приводят к недостаточной иннервации мышц, обеспечивающих речевую функцию.

Часто речь человека с дизартрией сравнивают с «речью с набитым ртом» или «кашей во рту». При тяжелой степени дизартрии речь говорящего неразборчива и непонятна для окружающих. При речевых нарушениях средней степени в речи отмечаются выраженные нарушения произношения и просодики, однако, речь доступна пониманию (как пример, Л.И. Брежнев). При легкой степени речевого нарушения отмечаются минимальные дизартрические проявления, и подобных детей не всегда можно выделить из общей массы. 

Причины дизартрии

Дизартрия - неврологическое нарушение.

Причинами дизартрии в детском возрасте чаще всего являются внутриутробные повреждения нервной системы (вирусные заболевания мамы, токсические воздействия, внутриутробные нарушения мозгового кровообращения), также причинами дизартрии могут быть гипоксии в родах, травмы головного мозга, вирусные заболевания мозговых оболочек.

Дизартрия возникает при поражении подкорковых структур головного мозга и часто входит в состав различных нарушений нервной системы: генетические синдромы, синдром Дауна, ДЦП. В таком случае лечение нужно проводить, учитывая системное нарушение ребенка.

Лечение и коррекция

Для правильной постановки диагноза требуется консультация речевого невролога и логопеда. Если диагноз дизартрия подтвержден неврологом, то требуется медикаментозная терапия и занятия с логопедом. Для лечения дизартрии мы разработали комплексную Программу.

В случае, если дизартрия как неврологическое нарушение на установлена, а есть дизартрический компонент речи - достаточно будет курсового логопедического массажа и занятий с логопедом. 

 

Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста

Статья:

Стертая дизартрия — расстройство речи, причиной которого является негрубое нарушение иннервации органов артикуляции. Страдает фонетический и просодический компоненты речи, то есть звукопроизношение, тон, тембр, интонация, выразительность. Диагностируется чаще у дошкольников. В статье расскажем про признаки стертой дизартрии, причины патологии и современные методы коррекции.

Как проявляется стертая дизартрия у детей

Особенностью стертой дизартрии является невыраженность симптомов, поэтому болезнь так и называется. Характерна нечеткая артикуляции вследствие нарушения моторики, искажение некоторых звуков. Обращают на себя внимание отсутствие интонации и невыразительная речь, сложность автоматизации. Клиническая картина в зависимости от зоны поражения может различаться: у одного ребенка преобладает фонетический дефект, у другого — просодический, у третьего — оба компонента присутствуют в равном объеме.

Нарушение звукопроизношения затрагивает две группы звуков или больше. Например, шипящие, свистящие и сонорные. Речь со стертой дизартрией изобилует искажениями, заменой звуков. Малыш путает глухие, звонкие, мягкие звуки и не может их правильно употребить. Даже если удается справиться с этими проблемами, добиться автоматизма трудно.

В раннем возрасте такие дети обычно наблюдаются у невролога. Им ставят диагноз «перинатальное поражение ЦНС» и проводят медикаментозное лечение, курсы физиотерапии и массажа. С течением времени ребенка снимают с учета. Только когда речевые нарушения не проходят, родители и врачи начинают искать причину. Как правило, стертая дизартрия диагностируется у дошкольников — в 5 – 6 лет.

Характеристикой стертой формы дизартрии, которую могут заметить сами родители, являются бедность мимики, отсутствие тонуса губ, языка, асимметрия носогубных складок, уголков рта. При выполнении артикуляционных проб возникают непроизвольные движения языка, его дрожание и цианотичность. Повышено слюноотделение. Органы речи трудно удерживать в одной позиции.

Малышу может быть трудно пережевывать пищу, он отказывается от еды, если она кусочками. У младенцев затруднено сосание молока, нарушено глотание.

Общее развитие

Изменен неврологический статус. Обращают на себя внимание стойкий дермографизм, потливость рук и ног. Дети легковозбудимые, непоседливые, совершают много лишних движений. Или наоборот, заторможены, медлительны. У них нарушены память, внимание.

В физическом плане дети отстают от своих ровесников и отличаются невысоким ростом, худощавостью, астеническим телосложением. Они быстро устают при физических нагрузках, неуклюжи. Страдает синхронность выполнения движений, мелкая моторика. Малышу тяжело застегнуть пуговицу, завязать шнурки, заниматься творчеством. На уроках физкультуры при выполнении заданий он испытывает затруднения. Почерк нарушен, да и в целом ребенок пишет медленно.

Причины стертой дизартрии у детей дошкольного возраста

Основная причина стертой формы дизартрии заключается в нарушении иннервации мышц губ, языка, мягкого неба.

К таким расстройствам приводят органическое поражение головного мозга в различных периодах развития ребенка:

  1. Во внутриутробном периоде на плод негативно могут воздействовать инфекционные болезни матери (герпес-инфекция, краснуха, токсоплазмоз, вирусные гепатиты, цитомегаловирусная инфекция). Играют роль иммунологическая несовместимость плода и матери, токсикоз, декомпенсированный сахарный диабет или гестационный диабет. Вследствие этих состояний развивается фетоплацентарная недостаточность, плод испытывает дефицит кислорода, то есть гипоксию;
  2. Во время родов возможно травматическое повреждение в результате стремительных или затяжных родов, применения акушерских щипцов. Негативно влияют длительный безводный период;
  3. В послеродовом периоде и в первый год жизни ребенка повреждение центральной нервной системы может случиться вследствие травм, инфекционных и других заболеваний тяжелой степени, воспалительных заболеваний вещества и коры головного мозга.

Все перечисленные факторы приводят к поражению нервов, которые иннервируют мышцы артикуляционных органов: тройничного, лицевого, языкоглоточного, подъязычного. Для каждого нерва характерны свои признаки. Например, о поражении тройничного нерва говорит ограничение движений в нижней челюсти, губ, языка, лицевого нерва — мимической мускулатуры, языкоглоточного нерва — корня и спинки языка, подъязычного нерва — нарушение моторики языка, трудность поднятия языка к небу.

Диагностика стертой дизартрии

Стертая дизартрия диагностируется с помощью ряда медико-педагогических исследований. Обязательно изучают анамнез ребенка, а также течение беременности и родов у мамы. Проводится анализ амбулаторной карты: могут понадобиться результаты инструментальных методов диагностики.

Обследование поэтапное и включает в себя:

  1. Логопедическое обследование — предполагает оценку состояния моторики, мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата, речевого дыхания. После этого логопед изучает качество звукопроизношения, лексики, грамматики, способности улавливать различные звуки. При подозрении на стертую форму дизартрии пациента направляют на консультацию к неврологу;
  2. Осмотр невролога нужен для выявления характера нарушений — гиперкинезов, парезов, дистоний, атоний. Врач также определяет локализацию поражения головного мозга. Для уточнения диагноза назначают ЭЭГ, электронейромиографию, КТ, МРТ.

После того, как малыш пройдет все обследования, его повторно консультирует логопед/дефектолог. Имея на руках заключения, он определяет тип речевых нарушений, и составляет план и форму работы с ребенком.

Лечение стертой дизартрии

Терапия комплексная, проводится с участием невролога, психолога и логопеда. Такая тактика позволяет добиться положительного результата, закрепить его и компенсировать дефект речи.

Медицинская сторона коррекционной работы заключается в стимуляции мозгового метаболизма, что достигается назначением ноотропов, витаминов. Укрепляют эффект курсами массажа, лечебной гимнастики, рефлексотерапией, физиотерапевтическими методами. Если есть такая возможность, можно получить лечебные ванны, посещать бассейн.

Работа с логопедом

Логопед на начальном этапе «ставит» дефектные звуки, исправляет другие нарушения речи. Затем идет закрепление нормального произношения звуков: малыш учится использовать их в слогах, словах, фразах. Обычно на преодоление стертой дизартрии уходит много времени. Автоматизация звуков — сложная форма работы, требует терпения и старания.

Одновременно специалист устраняет фонематические нарушения, развивает интонацию и выразительность речи, обучает грамматике.

Одним из составляющих коррекционной работы при скрытой дизартрии является логопедический массаж. Очень эффективен зондовый массаж. Он позволяет нормализовать тонус мышц, участвующих при артикуляции, помогает малышу лучше чувствовать их при разговоре, значит, контролировать положение органов речи во время звукопроизношения. Проводится отдельно или параллельно с основным курсом.

Эффективны пальчиковая и артикуляционная гимнастики:

  1. Координированность движений рук связана с артикуляционной функцией, поэтому пальчиковой гимнастике уделяется много времени. Она может дополняться занятиями в игровой форме. Например, малышу предлагают собрать бусы, пазлы, построить конструктор, лепить, вырезать. Конечно же, важно подобрать такой комплекс, чтобы пациенту нравилось и он занимался с удовольствием;
  2. Артикуляционная гимнастика способствует укреплению мышц. После них детям легче придавать правильную позицию органам речи во время звуковоспроизведения, переключаться на другие звуки.

Показана и дыхательная гимнастика — она тренирует дыхание, учит ребенка правильно использовать струю воздуха при разговоре, делает речь более выразительной.

Коррекционная работа при стертой дизартрии длительная: до 1 года и больше. Сроки зависят от тяжести болезни, сопутствующих речевых нарушений, регулярности занятий.

Роль родителей

При стертой дизартрии у дошкольников и младших школьников неоценима роль родителей. Ведь важно строго следовать рекомендациям врача и плану терапии. От этого зависит результат и как скоро дите начнет нормально разговаривать. Если врач считает необходимым, выполняйте упражнения и дома: это ускорит выздоровление. Но не переусердствуйте, следите за тем, чтобы малыш во время домашних занятий был в хорошем настроении. Сейчас он не расположен к занятиям, значит, отложите их.

Также малыш нуждается в вашей поддержке. Он должен знать и чувствовать, что не один на один с проблемой, что рядом папа с мамой, которые всегда поймут и поддержат, позаботятся. Ребенку важно знать, что его любят, несмотря на дефект речи. Так он будет усерднее заниматься и вам будет легче добиться эффекта.

Возможные осложнения

Расстройства при стертой форме дизартрии вызывают дефекты восприятия звуков. При этом нарушено восприятие не только схожих по звучанию фонем, но и остальных звуков. Со временем отсутствие четкой речи, невозможность нормального слухового восприятия приводит к сложностям в понимании слоговой структуры.

Наблюдаются проблемы с грамматикой, бедный словарный запас. Если не начать своевременную коррекцию, то у младших школьников будет страдать письмо.

У детей, даже с минимальными характеристиками стертой формы дизартрии, страдают коммуникативные навыки. Они не могут выстраивать диалог и вообще разговаривать с людьми. Они сторонятся коллективов, стараются избегать новых знакомств и вообще общения. Если посещают садик, они играют в одиночестве. В школе также находятся обособленно.

Это создает предпосылки для психологических проблем и вторичных речевых нарушений. Например, детки могут начать заикаться, у них развивается энурез.

Прогноз и профилактика

Любой дефект речи, в том числе стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста, влечет за собой психологические расстройства. Если вовремя на обнаружить расстройство, поставить диагноз и не начать терапию, малыш так и вырастет с этой патологией, а к ней присоединятся другие. В таких ситуациях человеку трудно жить в социуме: он ограничен в выборе профессии, самореализации. Из-за этого он может чувствовать себя угнетенно, что в дальнейшем привести к депрессии.

Профилактика стертой дизартрии начинается еще в периоде планирования беременности. Будущей маме необходимо уже на этом этапе пройти обследование и подготовиться к зачатию: пройти курс лечения, если есть какие-либо проблемы, устранить дефицитные состояния (анемия, гиповитаминоз).

После наступления беременности нужно внимательно относиться к выбору продуктов питания, режиму дня. Будущая мама должна достаточно отдыхать, гулять, избегать физического перенапряжения и травм, стрессов.

Важно грамотное ведение родов и исключение травм и гипоксии. В периоде новорожденности выполняйте рекомендации врача, вовремя проходите обследования. Если подозреваете какое-либо отклонение в развитии — сообщите об этом врачу. Своевременная диагностика и терапия — обязательные условия максимально раннего выздоровления и гарантия того, что нарушение не скажется в будущем на развитии малыша.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Если у вашего ребенка стертая форма дизартрии.

В ЦПК к логопеду приходит много детей с ОВЗ. Большинство из них имеют диагноз – дизартрия, но выглядят они вполне нормально, как все обычные дети. И страшное слово «дизартрия», кажется, им совсем не подходит. Ведь дизартрия означает нарушение подачи нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего лицо малоподвижно, амимично, губы зажаты или уголки опущены вниз. У некоторых не закрывается рот и вываливается изо рта язык. В последнее время встречается очень много детей-дизартриков с подвижной мускулатурой лица, эмоциональных, хорошо улыбающихся, у многих даже нет саливации, но, когда просишь высунуть язык, – видишь удручающую картину. Язык толстый, напряженный, при вытягивании сжимается в комок. Сразу становится понятно, что это дизартрия, но поскольку явных внешних признаков и признаков нарушения просодической стороны речи нет – диагностируем стертую форму дизартрии. Ее часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии – в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии – расскажем подробно.

Признаки стертой дизартрии.

Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в практике за последние годы наблюдается много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из  заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.

Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков. При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п’], вместо [б] — [б’], вместо [с] — [с’], вместо [з] — [з’] и т.д. Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук [ц]. При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки [л’]. Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля. Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].

             У многих детей  наблюдается девиация – отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать. Про таких детей говорят: «у него каша во рту».

Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.

Помощь ребенку со стертой формой дизартрии.

Диагноз «дизартрия» ставит только врач невролог или терапевт. Если в карточке у ребенка записан такой диагноз, подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно. Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата. На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.

Ручной логопедический массаж.

При гипертонусе нужно делать расслабляющий массаж лица, при гипотонусе – укрепляющий. Для нормализации мышечного тонуса щек делаем следующие упражнения:

  1. Стоя перед ребенком, устанавливаем два пальца, указательный и средний, под мочками, слегка нажав, начинаем спиралеобразные движения по щекам мимо уголков рта к центру подбородка (5-6 раз). Для укрепления мышц щек – движения производятся в обратную сторону от центра подбородка к мочкам ушей.
  2. Указательным и средним пальцами для достижения эффекта расслабления производим спиралевидные движения с легким нажатием от мочек к крыльям носа. Обратное движение – эффект сжатия.
  3. Устанавливаем пальцы кисти у висков и плавными скользящими движениями двигаемся к центру лба, где производим легкое нажатие, как точка. Важно, чтобы пальцы были упругие, округлые и пружинили. Достигается эффект расслабления, обратного эффекта в практике не встречается. Это упражнение лучше делать, стоя за спиной ребенка.
  4. Для достижения эффекта расслабления: пальцы кистей устанавливаются у волосяной зоны на подушечки, (стоя перед ребенком), начинаем скользящие движения по лбу вниз к бровям с сильным нажатием. У бровей пальцы расходятся, стремясь охватить все лицо. Осуществляется резкий бросок кистей рук по лицу к шее, при этом подушечки касаются лица. Возможен захват шеи.
  5. Большие пальцы устанавливаем у переносицы (стоять перед ребенком), продавливаем и начинаем движения вокруг глаз, сначала двигаясь к нижней части бровей и краям глаз и возвращаясь к переносице, ориентир – кость на переносице. На мягкой части пальцы не должны соскальзывать, нажатия должны быть интенсивными.

Для расслабления губ используем следующие упражнения:

  1. Указательными пальцами растягиваем уголки губ по направлению к ушам, считаем до пяти – отпускаем (делать лучше за спиной ребенка).
  2. Стоя за спиной ребенка, устанавливаем указательные и средние пальцы на верхней губе, максимально растягиваем губу и затем максимально сжимаем, чтобы губные складки как бы надулись.
  3. Большие пальцы устанавливаем по центру на нижней губе, вся остальная кисть располагается под подбородком. Упражнение лучше выполнять перед объектом. Начинаем перетирающие оттягивающие движения по губе с легким перемещением то вправо, то влево.
  4. Выполняем за спиной ребенка. Указательные пальцы устанавливаем один с левой стороны верхней губы, другой с правой стороны нижней губы, двигаем пальцы в противоположных направлениях, вместе с пальцами перемещая губы. Аналогичное движение выполняется в противоположную сторону – «Арлекино».

Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка.

Коррекционно-педагогическая работа.

На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.

— Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто»: высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.

— Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье»: облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.

«Почистим зубки» — проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.

«Маляр» — проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.

— При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани»: произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.

            Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии. Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л’] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так. Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее. А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом, массажистом и логопедом.

 

Дизартрия - нарушение моторной речи

Что такое дизартрия?

Дизартрия - нарушение моторной речи. Мышцы рта, лица и дыхательной системы могут стать слабыми, двигаться медленно или вообще не двигаться после инсульта или другой травмы головного мозга. Тип и тяжесть дизартрии зависят от пораженной области нервной системы. Некоторые причины дизартрии включают инсульт, травму головы, церебральный паралич и мышечную дистрофию.

Некоторые признаки или симптомы дизартрии:

  • «Невнятная» речь
  • Говорить тихо или с трудом шептать
  • Низкая скорость речи
  • Высокая скорость речи с качеством «бормотания»
  • Ограниченный язык, губа , и движение челюсти
  • Аномальная интонация (ритм) при разговоре
  • Изменения качества голоса («носовая» речь или звучание «душно») Охриплость
  • Дыхание
  • Слюнотечение или плохой контроль слюны
  • Трудности при жевании и глотании

Возможности терапии для детей

Наш речевой патолог (SLP):

  • оценит речь вашего ребенка, чтобы определить характер и серьезность проблемы.
  • посмотреть на движения губ, языка и лица.
    оценить поддержку дыхания для речи и качества голоса
  • определить, вызваны ли проблемы речи человека дизартрией, апраксией или ботом h

Лечение будет зависеть от причины и типа симптомов.SLP работает с человеком, чтобы улучшить коммуникативные способности.

Цели лечения могут включать:

  • Замедление скорости речи
  • Улучшение поддержки дыхания, чтобы человек мог говорить более громко
  • Укрепление мышц Увеличение движений рта, языка и губ Улучшение артикуляции, чтобы речь была более четкой
  • Обучение опекунов, членов семьи и учителей стратегиям лучшего общения с человеком с дизартрией
  • В тяжелых случаях обучение использованию альтернативных средств общения (например,g., простые жесты, доски с алфавитом, электронное или компьютерное оборудование)

Что вы можете сделать

Ребенку с дизартрией важно работать вместе с семьей, чтобы улучшить общение. Вот несколько советов как для ребенка (говорящего), так и для родителя / опекуна (слушателя).

Советы для ребенка:

  • Начните с одного слова или короткой фразы, прежде чем говорить более полными предложениями.
  • Проверьте слушателей, чтобы убедиться, что они вас понимают.
  • Говорите медленно и громко; часто делайте паузы
  • Короткие разговоры, когда вы устали, так как вашу речь будет труднее понять
  • Если вы расстроены, попробуйте использовать другие методы, такие как указание или жесты, чтобы донести свое сообщение до конца, или отдохните и попробуйте снова позже
  • Детям младшего возраста понадобится дополнительная помощь, чтобы не забыть использовать эти стратегии. Talk
  • Сообщите ребенку, когда вам трудно его понять
    Повторите только ту часть сообщения, которую вы поняли, чтобы говорящему не пришлось повторять все сообщение
  • Если вы все еще не понимаете сообщение, спросите «да» / без вопросов или попросите докладчика написать вам свое сообщение

Дизартрия

[en Español]

Дизартрия - нарушение речи, вызванное мышечной слабостью. Вам может быть трудно разговаривать. Людям может быть сложно понять, что вы говорите. Патологи речи, или SLP, могут помочь.

На этой странице

О дизартрии

Чтобы говорить, мы используем множество мускулов. К ним относятся мышцы лица, губ, языка и горла, а также мышцы для дыхания. Когда эти мышцы слабы, говорить труднее. Дизартрия возникает, когда у вас слабые мышцы из-за повреждения мозга. Это расстройство моторной речи, которое может быть легким или тяжелым.

Дизартрия может возникать при других проблемах с речью и языком. У вас могут возникнуть проблемы с передачей сообщений от мозга к мышцам, чтобы заставить их двигаться, что называется апраксия. У вас также могут быть проблемы с пониманием того, что говорят другие, или с рассказыванием других о своих мыслях, что называется афазия.

Признаки дизартрии

Если у вас дизартрия, вы можете:

  • Имеете невнятную или невнятную речь, которую трудно понять.
  • Говорите медленно.
  • Говорите слишком быстро.
  • Говори тихо.
  • Не может хорошо двигать языком, губами и челюстью.
  • Звук роботизированный или прерывистый.
  • У вас изменился голос. Вы можете хрипеть или хрипеть. Или вы можете звучать так, как будто у вас заложен нос или вы говорите неуместно.

Причины дизартрии

Повреждение мозга вызывает дизартрию.Это может произойти при рождении, после болезни или травмы. Все, что вызывает повреждение мозга, может вызвать дизартрию, например:

  • Ход
  • Травма головного мозга
  • Опухоли
  • Болезнь Паркинсона
  • Боковой амиотрофический склероз, или БАС
  • Болезнь Хантингтона
  • Рассеянный склероз
  • Детский церебральный паралич
  • Мышечная дистрофия

Тест на дизартрию

Если у вас проблемы с речью, немедленно обратитесь к врачу. Важно выяснить, почему, и убедиться, что не стало хуже. SLP может проверить вашу речь и язык. Это поможет SLP решить, есть ли у вас дизартрия или другая проблема. SLP будет следить за тем, насколько хорошо вы двигаете ртом, губами и языком и насколько хорошо вы дышите. Она выслушает вашу речь в отдельных словах, предложениях и разговоре. SLP проверит, насколько хорошо вы понимаете и говорите.

Лечение дизартрии

Ваша работа с SLP будет зависеть от типа дизартрии и степени ее тяжести.Вы можете работать на:

  • Замедление речи.
  • Требуется больше дыхания, чтобы говорить громче.
  • Укрепляет мышцы рта.
  • Еще больше шевелит губами и языком.
  • Четкое произнесение слов и предложений.
  • Использование других способов общения, таких как жесты, письмо или использование компьютера. Это дополнительное и альтернативное общение, или AAC.

SLP также может работать с вашей семьей и друзьями, чтобы помочь им научиться разговаривать с вами и понимать вас.

Советы по разговору с больным дизартрией

Хорошее общение зависит как от говорящего, так и от слушающего. Вот несколько советов для вас обоих.

Советы для вас

Если у вас дизартрия, вот несколько советов:

  • Скажите одно слово или фразу, прежде чем начинать говорить предложениями.Это расскажет слушателю, о чем идет речь, и поможет ему понять, что вы говорите. Например, вы можете сказать «ужин», прежде чем начать говорить о том, что вы хотите съесть.
  • Посоветуйтесь со слушателями, чтобы убедиться, что они вас понимают.
  • Говорите медленно и громко. Сделайте паузу, чтобы позволить собеседнику подумать о том, что вы сказали.
  • Постарайтесь не разговаривать много, когда вы устали. Вашу речь может быть труднее понять.
  • Попробуйте показывать пальцем, рисовать или писать, когда вам трудно говорить.

Детям может потребоваться помощь, чтобы не забыть пользоваться этими советами.

Советы для слушателя

Поделитесь этими советами с семьей и друзьями:

  • Поговорите со мной в тихом месте с хорошим освещением.
  • Обратите внимание на меня, когда я говорю.
  • Смотри, как я говорю. Это может помочь вам понять, что я говорю.
  • Дай мне знать, если ты не поймешь меня.Не делай вид, что понимаешь меня.
  • Повторите то, что я сказал, что вы поняли. Тогда мне не придется начинать все заново.
  • Если вы все еще меня не понимаете, задавайте вопросы «да» или «нет». Или попросите меня указать или записать то, что я говорю.

Чтобы найти патолога речи, посетите ProFind.

Другие ресурсы

В этот список включены не все веб-сайты по данной теме.ASHA не поддерживает информацию на этих сайтах.

Информация о здоровье детей: Дизартрия

Что такое дизартрия?

Дизартрия - это термин, используемый для описания нарушения речи, вызванной повреждение мозга или нервов речевых мышц. Логопед может оценить речь ребенка и предложить лечение и стратегии помогать ребенку и его семье.

Дизартрия может привести к параличу, слабости или нарушению координации мышц языка, губ, неба, челюсти и гортани.Это также может повлиять на дыхание. Таким образом, дизартрия может вызывать проблемы более чем в одном область речи, такая как дыхание, артикуляция, ритм, частота или резонанс голоса.

Симптомы

Дизартрическая речь может характеризоваться:

  • замедленная речь
  • невнятная непонятная речь
  • слишком тихая или громкая речь, или трудности с контролем громкости речи
  • нарушение качества передачи голоса - хриплый, гнусавый, хриплые качества
  • Упорная речь из-за одышки контроль
  • уменьшенный контроль высоты звука - речь может быть монотонным, высоким или низким
  • трудность артикуляции дольше слова

Дизартрическая речь может варьироваться от легкой до тяжелой, когда речь человека больше не понимается.

Диагностика

Логопед может оценить речь вашего ребенка и назначить соответствующее лечение чтобы помочь конкретным трудностям. Оценка часто включает наблюдать за своим ребенком во время еды, слушать его речь и выполнение орально-моторного обследования, которое включает вашего ребенка совершая разные движения ртом и языком.

Лечение

Лечение дизартрии может включать специальные упражнения для улучшения силы, диапазона и скорость движений пораженных мышц, а также предоставление стратегий, помогающих уменьшить последствия дизартрии.Логопед также рассмотрит может ли ваш ребенок использовать стратегии, чтобы более четкая речь, например:

  • глядя на человека, пока говорящий
  • перевести дыхание, прежде чем говорить
  • замедление скорости речи
  • говорит короткими предложениями с обычным пауза

Логопед будет тесно сотрудничать с семьей, школой и опекунами вашего ребенка, чтобы помочь упростить общение. Это может включать такие советы, как:

  • , чтобы ваш ребенок знал, что части сообщения были поняты и какие части требуют разъяснение
  • просит ребенка показать вам что они хотят
  • дает больше времени, чтобы выслушать ответ вашего ребенка

Если у ребенка сильно нарушена речь, дефектолог может научить использовать другую систему коммуникации, чтобы выразить самих себя.Это может включать жесты, подписи, графические символы, устройство вывода голоса или письмо для передачи сообщения.

Ключевые моменты вспомнить

  • Дизартрия - это термин, используемый для описания нарушения речи, вызванной повреждением мозга или нервов речевых мышц.
  • Логопед может оценить ребенка речи и обеспечить соответствующее лечение, чтобы помочь с любым конкретные области сложности.
  • Если у ребенка сильно нарушена речь, логопед обычно рекомендует использовать альтернативный система коммуникации, чтобы помочь ребенку выразить самих себя.

Подробнее информация

Разработано Службой детской реабилитации Королевской детской больницы на основе информации службы травм головного мозга детской больницы Вестмид. Мы признательны потребителям и опекунам RCH.

Отзыв написан в сентябре 2020 г.

Kids Health Info поддерживается Фондом Королевской детской больницы. Чтобы сделать пожертвование, посетите www.rchfoundation.org.au.

Дизартрия - помощь детям в лечении речи

МКБ 784,5

Автор статьи:
Сара Моралес, BS
Детский речевой центр

Дизартрия (также называемая невнятной речью ) включает нарушения контроля над речевыми мышцами. Таким образом, дизартрия сгруппирована в категорию моторных речевых или речевых моторных расстройств . Дизартрия возникает из-за нарушения или повреждения нервной системы (головной, спинной мозг, нервы в организме).Сами речевые мышцы могут быть ослаблены, ослаблены или парализованы, или могут быть затронуты или повреждены области мозга, отвечающие за координацию их функций. Это заболевание чаще встречается у пожилых людей, иногда возникает в результате инсульта. Заболевание также может возникать из-за опухолей нервной системы или черепно-мозговой травмы. Дегенеративные заболевания (болезни, которые со временем усугубляются), такие как болезнь Паркинсона, боковой амиотрофический склероз, деменция, хорея Хантингтона, сифилис и другие неврологические заболевания (болезни, которые со временем разрушают ткань нервной системы) являются другими причинами дизартрии. Болезни обмена веществ , такие как серповидно-клеточная анемия или воздействие токсинов (например, отравление свинцом / ртутью), также являются потенциальными причинами дизартрии. Хотя дизартрия обычно наблюдается у взрослых, дизартрия также наблюдается у детей из-за паралича, слабости, изменения мышечного тонуса или нарушения координации мышц, используемых при речи. Такие состояния, как церебральный паралич, могут вызывать дизартрическую речь.

Существует несколько типов дизартрии на основе участка поражения (области поражения нервной системы) пациента. Вялая дизартрия включает мышечную слабость и потерю мышечного тонуса. Речь пациента хриплая, слабая, без интонации , (мелодия) и неточные согласные. Рефлексы отсутствуют. Спастическая дизартрия включает чрезмерное мышечное напряжение и чрезмерно чувствительные рефлексы. Голос этого пациента часто звучит напряженно или сдавленно, а рефлексы вызываются так легко, что эти посторонние движения мешают производству речи. Атаксическая дизартрия связана с трудностями в координации скорости, диапазона и силы речевых движений.Этот пациент может пере- или недооценивать соответствующие положения артикуляторов (губы, язык, челюсть) в речи. Гиперкинетическая дизартрия включает в себя потерю тормозящего, (остановка, остановка, замедление) контроля - таким образом, ненормальные, непроизвольные движения прерывают речь. Они могут проявляться в виде треморов, (дрожь), тиков, (внезапные подергивания), атетоза, (корчающиеся движения) или дистонии, (движение в постороннюю позу и кратковременное замирание в этом положении). Гипокинетическая дизартрия связана с отсутствием движений, обычно вызванным болезнью Паркинсона. Как однажды описал это расстройство один из моих профессоров, «оно помещает вас в коробку» - другими словами, оно ограничивает количество, диапазон и силу движений пациента.

Дизартрия может казаться похожей на другое расстройство, называемое вербальной диспраксией . Однако эти два расстройства совершенно разные. Дизартрия включает искажений звуков речи (невнятные звуки), и речь может быть медленной или требующей усилий из-за плохого мышечного контроля, тогда как у человека с вербальной диспраксией более вероятно возникнут трудности с инициированием и / или последовательностью звуков для речи.Они могут ощупывать поведение или пропускать, заменять или «смешивать» звуки / слоги из-за плохого программирования моторной речи в мозгу. Человек с вербальной диспраксией с трудом произносит звуки, слоги и слова, потому что он не может постоянно находить правильное расположение речевых структур. В отличие от дизартрии, с самими мышцами все в порядке. Человек с дизартрией с большей вероятностью продемонстрирует умение копировать чужой пример речи. Апраксия также является заболеванием с высокой устойчивостью к лечению (плохо или медленно реагирует на лечение).Вторая ссылка, указанная ниже, предлагает дополнительную информацию о различении этих двух расстройств.

Диагноз дизартрии обычно ставится при групповом подходе . Речевые патологи работают в тесном сотрудничестве со многими профессионалами (например, терапевтами, неврологами, эрготерапевтами или физиотерапевтами) для диагностики и реабилитации пациентов с дизартрией. В тяжелых случаях может потребоваться дополнительное и альтернативное общение (дополнения / замены речи, т. Е. Язык жестов, компьютерная речь).

Для получения дополнительной информации просмотрите следующие ссылки:
http://home.ica.net/~fred/anch20-1.htm
http://www.apraxia-kids. org/definitions/comparisonchart.html
http: //home.vicnet.net.au/~mndaust/dysarthria.html

Что делать с дизартрией - виды терапии для детей

Джеки Г.

Источник изображения: Novamind.com

Как родитель, вы делаете все возможное, чтобы обезопасить своего ребенка. Убедитесь, что он едет на своем трехколесном велосипеде в шлеме, вы плотно пристегнете его ремнем к автокреслу и даже попросите своего механика проверить каждый необычный шум, чтобы убедиться, что машина безопасна.Но несчастные случаи могут происходить, даже если вы принимаете все меры предосторожности. А если ваш ребенок получит травму головы, у него также может развиться одно из множества возможных расстройств речи у детей, например дизартрия.

Расстройства речи у детей

Дизартрия - это нарушение речи. Это нарушение моторной речи, означающее, что у ребенка проблемы с использованием моторных мышц ротовой полости для произнесения речи. В частности, мышцы рта и лица могут ослабевать или неправильно двигаться. Также может быть поражена дыхательная система. Точные симптомы и степень тяжести будут варьироваться в зависимости от повреждения нервной системы.

Причины дизартрии

Как и многие другие расстройства речи у детей, дизартрия может быть вызвана множеством разных причин. Одна из возможных причин - черепно-мозговая травма (ЧМТ). Опухоли головного мозга, церебральный паралич и мышечная дистрофия также могут вызывать это. Другие причины дизартрии могут включать синдром Гийена-Барре, болезнь Лайма, миастению и болезнь Хантингтона.

Что означает дизартрия для вашего ребенка

Если вашему ребенку поставлен диагноз дизартрия, он может с трудом контролировать громкость своей речи. Вы также можете заметить невнятную, замедленную или затрудненную речь (это означает, что у него проблемы с контролем дыхания). Дети с дизартрией также могут с трудом контролировать высоту своего голоса; они могут говорить монотонно или слишком высоким или низким тоном. Качество голоса часто ухудшается. Дети могут издавать гнусавые или хриплые звуки.

Также вы можете заметить, что у вашего ребенка проблемы с артикуляцией, особенно в отношении многосложных слов. Помимо проблем с речью и языком, у детей с дизартрией часто возникают проблемы с контролем слюны, жеванием и глотанием.

Логопед при дизартрии

Нарушения речи у детей требуют индивидуального плана лечения, соответствующего их индивидуальным потребностям. Специалист по речевой патологии вашего ребенка (SLP) оценит его симптомы и разработает план лечения.Цели логопеда вашего ребенка при дизартрии могут включать в себя укрепление двигательных мышц ротовой полости, улучшение движения мышц, улучшение поддержки дыхания и корректировку скорости речи. Логопед также поможет вашему ребенку научиться правильной артикуляции, если он с этим не справляется. Согласно одному исследованию, детям с атаксической дизартрией может быть особенно полезно сосредоточиться на вокализации согласных.

Источник изображения: Drugline.org

Методы логопедии в домашних условиях

Вместе с логопедом определите, чем можно заняться дома.Например, если маленький Майкл изо всех сил пытается произносить определенные звуки, ему может быть полезно поработать с Speech Buddies по несколько минут в день. Также может быть полезно поддерживать контролируемую среду, которая способствует четкому общению. Сведите к минимуму фоновый шум и отвлекающие факторы в доме. Дайте ребенку достаточно времени, чтобы поговорить, и наблюдайте за ним, пока он это делает. Сообщите ему, какие части его речи вы могли понять, а какие - нет. Вашему ребенку также может быть полезно невербальное общение в дополнение к его речи.Он может использовать жесты, язык жестов, карточки с картинками или электронные устройства для чтения, чтобы уменьшить разочарование при общении.

Нарушения речи

Логопед для детей с дизартрией

Последнее обновление: 9.06.2016

► Логопедия может улучшить способность детей с церебральным параличом более четко общаться и взаимодействовать с другими.
► Для получения преимуществ регулярная терапия необходима и требуется значительное время.
► Для некоторых детей с тяжелым церебральным параличом и очень ограниченная речь, альтернативы, такие как устройства генерации речи, могут дополнять и даже заменять речь.

Для кого это?

Логопед подходит как взрослым, так и детям с церебральным параличом, имеющим следующие характеристики:

Мобильность